Акционерное общество

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Автоматизированная информационно-диспетчерская система «Пассажирские перевозки»

1. Основания создания и эксплуатации системы

Автоматизированная информационно-диспетчерская система «Пассажирские перевозки» была разработана на основании Постановлений Правительства Москвы от 26.05.1992 N 312 и от 9.03.1993 N 205 (п. 2.12, Приложение 1). Система находится в промышленной эксплуатации с 1994 года. В 2002 году система прошла модернизацию и развитие. Работы выполнялись по плану, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 02.04.2002 N 230-ПП (п.1.7.3.03). Система внесена в Реестр информационных ресурсов и систем города Москвы

2. Функциональный состав системы

В составе АИДС-ПП разработаны, введены в эксплуатацию и находились в режиме промышленной эксплуатации следующие подсистемы:

    — подсистема сбора данных по каналам телекоммуникаций,
    — подсистема контроля поступления данных по каналам телекоммуникаций,
    — подсистема формирования суточной сводки о работе городского транспорта в составе комплексов задач:
    — комплекс задач ручного ввода (регистрации) данных о работе городского транспорта,
    — комплекс задач автоматизированного формирования суточной сводки о работе городского транспорта для руководства комплекса транспорта и для руководства комплекса городского хозяйства (для Мэрии),
    — комплекс задач передачи данных сводки о работе городского транспорта по каналам телекоммуникаций,
    — подсистема анализа и статистики работы городского транспорта и транспортной ситуации в городе,
    — подсистема «Обеспечения города Москвы нефтепродуктами».

Система снабжает информацией:

    — руководство и аппарат комплекса транспорта,
    — руководство и аппарат комплекса городского хозяйства Правительства Москвы,
    — Общегородской диспетчерский центр (ОГДЦ).

АИДС связана телекоммуникационными каналами со следующими удаленными абонентами:

    — АИС дежурной части ГИ БДД ГУВД г. Москвы,
    — с АИС Центральной диспетчерской Службы движения ГУП «Мосгортранс»,
    — с АИС Павельцовского предприятия обеспечения нефтепродуктами (ЗАО «Универсалнефть» (Московская область),
    — АИС Володарской линейно-производственной системой АО «Мостранснефтепродукт» (Московская область),
    — диспетчерской производственного отдела Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ), Капотня,
    — АСУ комплекса городского хозяйства Правительства Москвы,
    — АИС Комитета транспорта и связи.

На всех периферийных объектах были установлены программно-технические комплексы системы по приему, передачи и подготовке данных. В Комитете транспорта и связи был установлен специализированный коммуникационный сервер и файл-сервер, являющиеся частью АИДС, и связанные с локальной вычислительной сетью Комитета.

3. Информационный состав системы

В составе АИДС регулярно велись следующие общегородские автоматизированные базы данных:

    — «Задержки движения городского пассажирского транспорта» » (велась с 1995 года, включена в реестр информационных ресурсов города и Общегосударственный реестр информационных ресурсов).
    — «Дорожно-транспортные происшествия» (велась с 1995 года, включена в реестр информационных ресурсов города и Общегосударственный реестр информационных ресурсов).
    — «Выпуск на линию подвижного состава» (велась с 1995 года, включена в реестр информационных ресурсов города и Общегосударственный реестр информационных ресурсов).
    — «Движение нефтепродуктов в Московском регионе» (велась с 1997 года, включена в реестр информационных ресурсов города и Общегосударственный реестр информационных ресурсов).
    — «Чрезвычайные происшествия на транспорте» (велась с 1995 года, включена в реестр информационных ресурсов города и Общегосударственный реестр информационных ресурсов).
4. Использование системы

ОГДЦ с помощью АИДС осуществлял ежесуточный оперативный сбор информации о работе транспорта города за сутки, включая следующие данные:

    — об утреннем выпуске наземного транспорта на 7 час. 15 минут,
    — о суточном выпуске автобусов по паркам ГУП «Мосгортранс»,
    — о происшедших задержках в движении автобуса, троллейбуса, трамвая,
    — о задержках движения поездов метрополитена,
    — о задержках и замечаниях по работе ЦПДУ ГА (АО «АЭРОТРАНС»),
    — о суточном выпуске техники ГП «ДОРИНВЕСТ»,
    — о выделении самосвалов для вывоза снега,
    — о дорожно-транспортных происшествиях в городе (по данным дежурной части ГИ БДД),
    — о работе Московского железнодорожного узла,
    — о замечаниях по работе Муниципальной компании «Мосавтолегтранса»,
    — о завозе, расходе, остатках топливу и о движении нефтепродуктов в Московском регионе,
    — о чрезвычайных ситуациях, происшедших за истекшие сутки на транспорте.

С помощью системы формировалась оперативная информация о работе транспорта, о транспортной ситуации в городе и о движении нефтепродуктов, которая по сети телекоммуникации передавалась Правительству Москвы.
На основе информации баз данных ОГДЦ формирувалась сводная статистическая и аналитическая информация о задержках в движении транспорта (по видам транспорта и причинам задержек), о ДТП, о выпуске на линию подвижного состава ГУП «Мосгортранс» и о движении нефтепродуктов.

5. Состав и содержание работ, выполняемых НИИИТ, по эксплуатации и сопровождению автоматизированной информационно-диспетчерской системы «Пассажирские перевозки» (АИДС ПП)

Работы выполняются ежесуточно, включая по необходимости выходные и праздничные дни с учетом особенности круглосуточного функционирования ОГДЦ.
Работы включают в себя:

    — сопровождение системного программного обеспечения системы (операционной системы, телекоммуникационного блока, прикладных программных оболочек) на всех рабочих станциях системы,
    — сопровождение прикладного программного обеспечения системы, включающего:
    — комплекс программ сбора данных по каналам телекоммуникаций, включая программные блоки, установленные на всех периферийных объектах системы,
    — комплекс программ контроля поступления данных,
    — комплекс программ подготовки и передачи данных системы в Комитет транспорта и связи и в Мэрию,
    — комплекс программ ручного ввода данных и текущей регистрации состояния транспортной системы города,
    — комплексы программ формирования суточной сводки о работе городского транспорта,
    — комплексы программ формирования суточной сводки о движении нефтепродуктов в Московском регионе,
    — комплексы программ ведения общегородской базы данных движения нефтепродуктов в Московском регионе),
    — регулярное выполнение технологических процедур по обеспечению функционирования АИДС (ведение локальных и общесистемных классификаторов системы, обновление общегородских классификаторов по данным Общегородской службы ведения классификаторов),
    — регулярное и оперативное устранение сбоев прикладного программного обеспечения системы, установленного как в ОГДЦ, так и в удаленных периферийных объектах, включая объекты в Московской области,
    — восстановление прикладного и системного программного обеспечения системы АИДС ПП со страховых копий, ведущихся в системе и на информационно-вычислительном стенде в НИИИТ,
    — регулярное (ежемесячное) архивирование накапливаемых общегородских баз данных, ведение архивных копий всех общегородских баз данных на информационно-вычислительном стенде НИИИТ,
    — восстановление баз данных (в ситуациях их порчи или нарушения целостности) со страховых копий,
    — постоянное администрирование общегородских баз данных, включая регулярный контроль целостности, выявление и корректировка дефектов в составе баз данных,
    — корректировка прикладного программного обеспечения, вызванная внешними обстоятельствами и причинами,
    — постоянная модернизация и текущая корректировка системы по замечаниям пользователя,
    — антивирусная защита с помощью приобретаемых и устанавливаемых антивирусных программ.

С помощью развернутых на информационно-вычислительном стенде НИИИТ рабочих копий программных систем периферийных объектов осуществлялся ежесуточный контроль работы телекоммуникационной сети. Осуществлялась связь с абонентской службой Мэрии в случаях нарушений и сбоев передачи данных в Мэрию.
В рамках работы по эксплуатации и сопровождению автоматизированной информационно-диспетчерской системы «Пассажирские перевозки» (АИДС ПП) в Общегородском диспетчерском центре (ОГДЦ) выполнялось сопровождение и эксплуатация специализированного коммуникационного сервера и файл-сервера локальной вычислительной сети Комитета транспорта и связи. Эти комплексы непосредственно принимали и обрабатывали данные, поступающие по каналам телекоммуникаций и АИДС ПП.