Акционерное общество

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Доклад д.т.н. Дроздова Б.В. «О социокультурных последствиях информационно — телекоммуникационной революции (ИТК)».

Дроздов Б.В.
О социокультурных последствиях информационно — телекоммуникационной революции

  1. Современный этап развития нашей цивилизации принято называть «эпохой цифровых трансформаций», но вполне допустимо ее называть эпохой информационно-телекоммуникационной революции (ИТК), ведь революция (в отличие от эволюции) всегда связана с быстрыми, радикальными изменениями. Именно такое  происходит сейчас  в сфере информации и телекоммуникаций. Бурно меняются показатели объемов, скоростей передачи, обработки и представления данных, доступности этих данных для широкого круга пользователей.  Именно в этой сфере совершаются  так называемые цифровые трансформации, представляющие собой  внутренние технологические преобразования собираемых, передаваемых, хранящихся и обрабатываемых сигналов. Естественная внутренняя природа не использует таких цифровых преобразований. Человек  работает, воспринимает, осознает информацию в природной, естественной форме – т.е. аналоговой.  Из всех крупных революций наибольшую опасность представляют неуправляемые, стихийные  социальные революции. Такие революции нередко развиваются (по словам известного отечественного ученого, одного из основоположников системного анализа С.П. Никанорова), как сокрушительные смерчи, ураганы, которые  ввиду своей неуправляемости сметают на своем пути все, без разбору.  

 Именно такое может произойти в социо-культурной области в результате   бурного развития сферы ИТК.  Здесь опасности ожидаются не только и не столько  от повышения радиочастотного  электромагнитного облучения, но и от возможных трансформаций   социо-культурной, психо-интеллектуальной и организационно-культурной сфер современного социума. Последняя (организационно-культурная — ОК) революция  затрагивает культуру организационного действия, сферу организации и взаимодействия человеческих сообществ и коллективов. Одна из причин такого воздействия ИТК на социо-культурную область состоит в том, что эти явления и процессы   просто серьезно научным сообществом не исследуется, не изучаются, не анализируются и не прогнозируются. У всех этих  процессов есть мощные бизнес-интересанты, которые не заинтересованы в исследовании негативных последствий своих деяний.

ИТК революция уже привела к созданию новой реальности – появлению мощного информационного пространства, в которое реально вовлекается огромные массы населения разных возрастов, категорий, подготовки и психического состояния. Возникают  широко разветвленные   социальные сети. В это пространство с помощью так называемых гаджетов, — (смартфонов, айфонов, айпедов) погружено  почти все современное население, включая   даже малолетних детей. Высокочастотные электромагнитные поля, воздействия которых  больше всего боятся некоторые активные представители современного социума,  только технически создают и поддерживают функционирование  этих= ИТК пространств. Что это за пространство, как оно живет, как воздействует на жизнь социума, на его культуру, на психо-интеллектуальную атмосферу социума?  Ответы на эти вопросы должны быть получены в итоге серьезных, глубоких  и обстоятельных научных исследований.

Здесь можно сослаться   на  результаты одного исследования, выполненного  фирмой АО «Кибрум». Результаты исследования были доложены  на Московском международном форуме «Город образования», в августе 2019 года. Исследования показали, что почти 99% циркулирующей в этом пространстве информации является мусором. Здесь господствует так называемая инвективная лексика (нецензурная ругань).  Идет эскалация напряженности. Интенсивно формируются деструктивные группы криминальной и террористической направленности. Происходит  ожесточение диалога. Это вытекает, в частности, из виртуального характера взаимодействия людей в информационном пространстве социальных сетей, а также  низкого культурного уровня участников взаимодействия. 

Результаты  данного исследования свидетельствуют о том, что идет процесс социальной деградации социума, падение и разложение общественной культуры. Т.е. все эти электромагнитные излучения, благодаря которым функционируют социальные сети,  работают не на благо, а во вред социуму.  Люди, часами «сидящие» в этом пространстве с помощью современных  гаджетов, фактически роются в мусоре, ковыряются в нечистотах, экскрементах, одурманивая тем самым свое сознание. Именно  этот дурман более опасен для людей, чем само электромагнитное излучение. Новое поколение сети сотовой связи с протоколом   5G будет только усиливать поток этих нечистот.

Естественным образом может возникнуть вопрос о том, почему это пространство  называется информационном. Ведь  в строгом научном смысле информация – это сведения, принятые, понятые и оцененные полезными.  Идет ли по сути в этом глобальном информационном пространстве процесс понимания, освоения  и осознанная оценка пользы этой информации? Кто может, кто в состоянии понять и оценить пользу этой информации? Ребенок, личность, одурманенная спиртным или наркотиком, просто невежда? Причем, глубокое понимание, осмысление, выполнение целеполагания  и совершение осмысленных действий на основе этих данных может совершаться  только подготовленным, грамотным и просвещенным человеком.  Выполнение процесса понимания и осмысление даже для  систем искусственного интеллекта (ИИ)  недоступно. Реально система ИИ выполняет процессы обработки, передачи, хранения и представления  данных. Если нет понимания, нет глубокого осмысления и нет от этого реальной пользы, то согласно принятым в науке определениям это – не информация, а именно мусор. И не просто мусор, а зловредный и опасный мусор. Создаваемые новые сети  G-5  будут увеличивать объемы и скорость накопления этого мусора.  

В реальности сейчас перед социумом встает  актуальная задача  проведения радикальной корректировки, трансформации в позитивном направлении этого глобального информационного пространства. Данная проблема в настоящее время не только далека от решения, но даже от   проблемного описания и постановки самой проблемы. Здесь необходима своя наука, на стыке технической, социальной  и гуманитарной области. Нужна своя законодательная и правовая база, свои нормы и законы построения и развития этой сферы. Должны быть разработаны  рациональные, эффективные методы использования этого пространства, всей этой ИТК – технологии. Так же, как в начале массовой автомобилизации, когда назревал хаос на дорогах, начали  разрабатываться правила, законы, знаки, разметки, права, номера, автостоянки, готовились водители, дорожные инспекторы. Даже будущих пешеходов, как участников дорожного движения,  готовили еще со школы. Никто не пугал тогда людей, что внедряется посягающая на свободу цензура.

Таким образом,  требует переосмысления проблема взаимодействия существующего и бурно развивающегося ИТК – пространства с социумом. Это не только проблема влияния на социум, но и проблема их взаимной совместимости. Проблема соответствия существующей  информационной культуры социума  и возможностей, потенциалов ИТК. Ведь ИТК  обеспечивает прямое информационное взаимодействие большой мощности (по скорости, объему и виду информации) каждого участника информационного пространства с каждым (с помощью гаджетов, сетей телекоммуникаций, распределенных сетей мощных серверов).  Современный социум, как нам представляется, не  подготовлен  к эффективной работе  с такими информационными потоками. Отсутствуют реальные технологии, навыки,  методы осознания, восприятия и эффективного целевого применения этой информации.   Можно констатировать явную неподготовленность социума к рациональному использованию этого пространства. Революционное развитие этого пространства (по скоростям, объемам, разветвленности, направленности информационных потоков G-4 G-5 G-6) опережает фактическое состояние социума (его информационной и организационно-технологической культуры).

В этой ситуации может быть поставлен вопрос о некотором  рациональном торможении темпа развития ИТК, необходимости анализа итогов происшедших этапов информатизации, анализа возникших проблем,  научного прогнозирования возможных негативных последствий от внедрения ИИ, G-5, нейронных сетей, больших баз данных (ББД). Видимо, следует серьезно  заняться самим социумом, развитием его информационной и организационной культуры.

 Ясно, что бизнес требует ускорения оборота гаджетов, развертывания рынка интернет-вещей, массового распространения систем персонального контроля перемещения, закупок, потребления, развития деловых контактов, индивидуального прочтения «контентов». У каждой двери, на каждом столбе есть намерение устанавливать  системы распознавания лиц. Но ведь кроме крутых, очень продвинутых интернет-бизнесменов в области информационных технологий существует широкое профессиональное сообщество инженеров, ученых, социологов, психологов. Современная мировая общественность должна услышать и их голос по перспективам развития ИТК технологий..

Проблема взаимной совместимости техники, технологий и социума возникла не сейчас. На транспорте она с переменным успехом как-то решается, но не всегда и не везде. Иногда социум  демонстрирует факты  вопиющей несовместимость с транспортной техникой  повышенной опасности. Проявляется  здесь следы  варварства, дикости и безрассудства даже у отдельных представителей культуры и искусства. Анализ крупных техногенных катастроф, в частности, на транспорте выявляет факты безрассудной лихости и безалаберности даже у людей опытных и квалифицированных.

 Проблема взаимодействия социума и ИТК имеет еще и другую сторону. ИТК внедряется в организационное и управленческое пространство. При этом ставятся благородные цели – улучшить жизнь социума, экономику, повысить качество жизни населения. ИТК пространство трансформирует организационно-культурное пространство. Но объективно само это ИТК является лишь инструментальным, вспомогательным средством в хозяйственных, экономических, социальных процессах. Результаты воздействия ИТК на эти процессы не очевидны, итоги искажаются и маскируются красивыми словами – искусственный интеллект, умный дом, умный город, интеллектуальная транспортная система, нейронные сети. Но сколько ни говорить слово умный в применении к городу, если в градостроительных и  транспортных решениях ума нет, но город опутывается сетями скоростного интернета, ума это городу не добавляет. В умном городе  не должно быть ДТП, заторов, аварий и катастроф, многолетних незавершенных строек. Никакими ИТК эти дефекты не исправить.  

 Сложность воздействия  ИТК можно проиллюстрировать на примере  созданию так называемых ИТС в крупных городах. Например, ИТС сфере  таксомоторного обслуживания населения. Здесь одно из ИТК средств –это так называемые  навигаторы и  агрегаторы (например, Яндекс-такси). 

Здесь центральный рабочий процесс – прокладка маршрута и помощь при ведении ТС  по маршруту. Водитель с помощью навигатора освобождается от  тяжелой работы по определению маршрута движения и  ведению такси по выбранному маршруту. Возникают даже фантастические надежды на замену водителей роботами (автодронами).

Мы пробовали  с помощью своеобразного ИИ разрабатывать маршруты движения специальных автобусных маршрутов  в случаях сбоев на метро. Нам кадровые специалисты Службы движения ГУП Мосгортранс доходчиво объяснили, насколько сложна эта задача. Сколько здесь тонкостей, неформальных моментов. И они убедили, что самый действенный способ прокладки эффективного маршрута – метод предварительного живого «протопывания» и «проезживания».  

В реальности за решением о  широком применении автонавигаторов и привлечении так называемых «агрегаторов»  скрывается экономический интерес массового привлечения к работе в качестве таксистов дешевой рабочей силы — иногородних водителей (гастербайтеров). Существует также постоянный интерес расширения рынка продажи массово выпускаемых легковых автомобилей для больших городов.

 Если рассматривать состояние развития ИТС на примере системы таксомоторного обслуживания в таком городе, как Москва, то неправомерно недостатки транспортного обслуживать списывать на ИТК, на фирмы-агрегаторы и навигаторы. Корни проблем транспортного обслуживания лежат глубже – в сфере социально-экономической.

Москва обладала достаточно совершенной системой таксомоторного обслуживания – было 22 первоклассных таксопарков, 20 тысяч таксомоторов, общегородская диспетчерская служба, служба движения. С 1980 года существовал учебно-курсовой комбинат, выпускавший ежегодно 3 тыс. водителей. Проводился предрейсовый медицинский контроль водителей, регулярный ТО и ремонт, обновление парка, ремонтная база. Все началось с революционной приватизации. Таксопарки превратились в склады, бизнес-центры. Такси перешли в собственность водителей и рассеялись по дворам жилых домов и из-за отсутствия техобслуживания изъездились очень быстро. Рынок таксомоторного обслуживания стихийно захватили частники (бомбилы). Начался хаос и неразбериха. Городская власть пыталась навести какой-то порядок. Естественно, в этой ситуации функции информационного посредничества между потребителями услуг и частными переводчиками были освоены операторами интернет-услуг (Яндекс-такси и другими). В 2010 году проведена реформа такси. Появился стандарт. От средневекового варварства и разгула с трудом перешли к более-менее цивилизованной системе. Сейчас в городе действует 80 легковых таксопарков и диспетчерских, работают 1 тыс. юридических лиц и 3000 индивидуальных предпринимателей. Общий таксомоторный парс составляет 45 тысяч авто. Переплата пассажирами за простои в пробках сейчас составляет 6 млн. рублей в день.

 Но радикальное решение проблемы без комплексного, системного подхода и реформирования хозяйственно-экономической системы невозможно.  

Таким образом, эффективное развитие  ИТК возможно только на комплексной основе, согласованно развивая и трансформируя социально-культурную, организационно-технологическую и производственно-экономическую сферу.

 

Литература

  1. Дроздов Б.В. Направления эволюции социума в технотронную эпоху. «Культура. Народ. Экосфера» Сборник трудов социо-культурного семинара имени В.Вю. Бугровского. Выпуск 10. М., «Спутник+», 2017 г.
  2. Дроздов Б.В. Направления эволюции городов в новоиндустриальную эпоху. «Культура. Народ. Экосфера» Сборник трудов социо-культурного семинара имени В.В. Бугровского. Выпуск 11. М., «Спутник+», 2019 г.
  3. Дроздов Б.В. Социальные корни техносферных катастроф Культура. Народ. Экосфера. Труды социо-культурного семинара имени В.В. Бугровского. Выпуск 8. Москва, «Спутник», 2015.