Градоведением называют науку о городе, отличающуюся междисциплинарным подходом и включающую архитектуру, градостроительство, урбанизм и другие базовые отрасли наук о современном городе и системах расселения.
Объектом исследования градоведения являются социально-экономические, социокультурные, и социально-психологические проблемы развития крупных городов. Под крупным городом понимается город с населением более миллиона человек, большой плотностью застройки, многоэтажностью зданий, высокоразвитой инфраструктурой жизнеобеспечения индустриального характера, в которых домашнее хозяйство приобретает преимущественно коммунальный характер.
Градоведение является одним из ведущих направлений деятельности нашего института. Мы занимаемся:
анализом и обобщением отечественного и мирового опыта в области управления процессами урбанизации, социальным и экономическим развитием крупных городов и городских агломераций как целостных цивилизационных образований;
разработкой научных основ градоведения – системного научного представления о создании, структуре, функционировании и развитии крупных городов, городских агломераций и урбанизированных территорий как ведущих направлений цивилизационного развития на Земле;
участием в создании научных и методологических основ системного планирования и управления функционированием и развитием крупных городов эпохи суперурбанизации.
БРАЗИЛЬСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ:
Особое направление деятельности АО «НИИ ИАТ» – это изучение и анализ научных разработок Куритибского института Жаиме Лернера (Institute for Research and Urban Planning of Cyritiba) в области градоведения.
Куритиба – крупный бразильский город, столица штата Параны. Именно в нём был осуществлен уникальный проект в области городского планирования, заслуженно полувший мировую известность, как «Куритибское чудо». В основе этого проекта лежал принцип «триединства» развития землепользования, улично-дорожной сети и массового общественного транспорта, так называемый «треугольник» Лернера.
К большому сожалению, оригинальный вклад Жаиме Лернера в формировании современных научных представлений о городском развитии в целом и городском транспорте в частности не знаком российскому профессиональному сообществу. А ведь теоретиками этого эксперимента Жаиме Лернера являлись незаслуженно забытые на своей Родине, исконно русские учёные Иван Михайлович Гревс (основоположник отечественного градоведения) и социолог Питирим Александрович Сорокин (основоположник теорий социальной стратификации и социальной мобильности; основатель социологического факультета в Гарвардском университете США).
В проводимых нашим институтом градоведческих исследованиях:
— описывается и анализируется ведущая тенденция в развитии городов — неуклонный рост численности городского населения, рост численности населения каждого отдельного города, укрупнение городов, концентрация населения в крупных и крупнейших городах. Появляется новое качественное явление — создание больших и сверхбольших городов (супергородов) нового поколения, главная особенность которых — высокая плотность застройки. Это явление определяется как суперурбанизация (СУ). Анализируются основные особенности развития и перспективы размещения супергородов.
— обосновывается применительно к России общий вывод о том, что повышение плотности расселения за счет интенсивной урбанизации ведет к интенсификации социально-экономического развития страны. Критикуется сложившаяся в стране концепция «диффузного города», нашедшая отражение в официальной Градостроительной программе России, которая рекомендует уменьшение этажности жилой застройки, снижение зависимости от внешних поставок за счёт развития приусадебных и фермерских хозяйств, развитие индивидуальных домов, поддержку развития малых городов, сельских поселений, ограничение и контроль роста больших городов.
— рассматриваются особенности бытового и коммунального жизнеобеспечения в таких городах, Анализируются перспективные индустриальные методы бытового обслуживания, питания и медицинского обслуживания населения, управления потоками жизнеобеспечения, утилизации бытового мусора и обеспечения противоэпидемической стойкости супермегаполисов.
— рассматриваются сформировавшиеся тенденции развитии городской цивилизации, за которыми прослеживаются закономерности, определяемые выявленной связью между этажностью зданий и плотностью расселения. Обсуждается проблема комплексности градообразующей базы, перспективных видов городского транспорта и эффективной инфраструктуры жизнеобеспечения супермегаполиса.