Акционерное общество

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Инженерное сообщество в современном мире

Дроздов Б.В.

Современное социально-экономическое состояние России требует принятия радикальных мер правового, экономического и социально-культурного характера для усиления научно-технического и экономического потенциала страны. Это необходимо, прежде всего, для обеспечения экономической независимости страны, ее суверенитета и территориальной целостности, для повышения уровня жизни населения и качества ее человеческого потенциала.

В современных условиях возникла объективная необходимость проведения в стране новой индустриализации, которая должна усилить производственно-техническую мощь страны, сделать очередной шаг в направлении научно-технического, экономического и социального развития. Ведущая роль в этом движении, безусловно, должна принадлежать отечественному профессиональному инженерному сообществу. Здесь уместно привести слова Н. Бухарина из его «Этюдов», где он утверждает, что «Именно инженеры, а не политики определяют ход истории» [1]. Можно это утверждение и переформулировать так: «именно инженеры, а не политики, финансисты, менеджеры, социологи и политологи определяют ход истории». Политики и политологи только формируют концептуальные представления, а инженеры реально создают новую среду жизнеобитания.

Происходящее сейчас падение престижа инженерной профессии в инженерно-технической области объясняются по-разному. Одно из распространенных объяснений этого явления состоит в том, что в наступившей, как говорят, постиндустриальной эпохе профессии и специальности ушедшей индустриальной эпохи потеряли актуальность. Модными, особо востребованными являются специальности и профессии новой постиндустриальный эпохи, связанные с наступающим в современной цивилизации уже 7-ым по счету технологическим укладом – социогуманитарным. Перспективными объявляются специальности гуманитарного направления – социологи, культурологи, дизайнеры, продюсеры, менеджеры самых различных направлений, подиумные колористы др..

Даже если взять только эту объяснительную схему, то можно показать, что все ее основания совершенно несостоятельны. Само определение пост индустриальной эпохи не означает, что созданная в предыдущую так называемую индустриальную эпоху техносфера жизнеобеспечения стала пройденным этапом цивилизационного развития. Созданная в эпоху индустриализации техносфера нуждается в постоянном поддержании, развитии и совершенствовании. Сама эта техносфера никогда не может считаться раз и навсегда созданной в полном объеме, после чего она сможет функционировать сама по себе, без необходимой заботы со стороны общества. Более того, уровень социальной ответственности того профессионального сообщества, которое поддерживает и развивает созданную техно сферу жизнеобеспечения, непрерывно возрастает. Ведь вся эта техносфера стала органической частью сложившейся системы жизнеустройства, без ее нормального функционирования становится невозможной уже сама жизнь людей на планете. Сбои, аварии, катастрофы, происходящие в этой системе из-за ненадлежащей ее эксплуатации, приводят к самым серьезным последствиям для всего проживающего на планете населения. Процесс индустриализации, однажды начатый, не может далее закончиться, прекратить свое существование. Это процесс приобретает необратимый характер, он обрекает человечество на постоянную и непрерывную деятельность по поддержанию, развитию и совершенствованию созданной ранее техносферы. Остановить поддержание и развитие этой сферы невозможно просто согласно логике организации самого жизненного цикла технического комплекса. В этом смысле постиндустриальная эпоха – это фикция, просто звучный лозунг продвинутых социо-гуманитарных идеологов. Отодвигая на социальные задворки инженерное сообщество, социум способствует своей собственной деградации и одичанию, когда все достижения последующих технологических укладов не будут полноценно приживаться в реальной практике организации жизни.

Приняв распространенный взгляд на направление развития человеческой цивилизации путем последовательной смены технологических укладов (4-ый, 5-ый, — 6-ой, -7-ой), можно констатировать, что каждый последующий новый уклад, вызывая необходимость появления новых специальностей и профессий, создает условия и даже необходимость развития тех производственно-технических комплексов, которые были ранее созданы при всех предыдущих технологических укладах развития цивилизации. Так, созданные 6-ым технологическим укладом (нано-, био-, инфо-, когнито-) новые средства, например, новые материалы на основе нано-технологий, вызывают необходимость совершенствования многих микроэлектронных комплексов, разработанных и внедренных в практику на этапе научно-технического развития 5-го технологического уклада. Технические комплексы авто и авиа-индустрии, созданные в 4-ом технологическом укладе, развиваются и совершенствуются с помощью средств, произведенных всеми последующими этапами технологического развития (5-ым, 6-ым и 7-ым).

Таким образом, индустриальный тип развития человечества, выбранный в эпоху индустриализации, необратим, обратная дорога людям уже закрыта. А это означает, что инженерно-технический вид деятельности останется актуальным и востребованным всегда, на все последующие эпохи развития человечества. Будут изменяться требования к инженерной квалификации, появляться новые специальности и профессии инженеров, но никогда высокое звание инженера не потеряет своего авторитета и значимости.

Общественный авторитет, престиж инженерной профессии должны поддерживаться не только объективной востребованностью инженерно-технической деятельности, но и мероприятиями организационного, нормативно-правового и пропагандистского вида. К числу этих мероприятий относятся и организация подготовки специалистов инженерного профиля, методы и технологии сертификации и квалификации инженерных профессий, введение квалификационных ступеней профессионального роста и общественного признания.

Сложившаяся сейчас в России в итоге проведенных в последние годы реформ система инженерного образования противоречива, она утратила свою прежнюю логику и породила неразбериху и сумятицу в головах будущих кандидатов на получение инженерных званий. Это вызвано, прежде всего, переходом на так называемую Болонскую систему организации высшего образования и частичным принятием программ подготовки специалистов с высшим образованием, принятым в странах Западной Европы.

Тягчайшими последствиями непрофессионализма в инженерно-технической области являются аварии, катастрофы с человеческими жертвами, материальными и моральными потерями. Характерный пример, — эпизод аварии, показанный по ЦТ 7 марта 2013 года, когда с помощью крана с длинной стрелой была предпринята попытка поднять на поверхность из котлована трактор. В результате полнейшей безграмотности крановщика кран вместе с грузом свалился в котлован. Сообщалось, что кран и трактор восстановлению не подлежат.

23 января 2014 года в городе Москве было остановлено движение на метрополитене на Замоскворецкой ветке из-за того, что при проведении наземных строительных работ, связанных с установкой сваи, эта свая пробила тоннель метрополитена на участке от станции Автозаводская до ст. Коломенская. Движение в час пик было остановлено на несколько часов. Аналогичный случай произошел несколько лет назад на перегоне той же линии на участке от ст. м. Войковская. Тогда сваю «сверху вбили» в тоннель при установке рекламного щита. Все это – свидетельство преступно низкого уровня инженерного обеспечения (или об его полном отсутствии) при проведении всех этих строительных работ. Проведению этих работ должно предшествовать их инженерное проектирование (разработка проекта производства работ) с соответствующими изысканиями, расчетами и согласованиями. Созданные элементы и звенья техносферы жизнеобеспечения требуют особой тщательности и ответственности при разработке всех проектов организации работ по развитию, ремонту, содержанию этих систем и при проведении всех других работ в зонах расположения элементов инфраструктур жизнеобеспечения.

Особо ответственная зона инженерно-технической и производственной деятельности – крупные города, особенно — мегаполисы. Здесь особый узел концентрации большого количества инженерно-технических систем, тесно связанных друг с другом. Можно как угодно упражняться в наименовании текущей эпохи (постиндустриальная, социо-гуманитарная, доиндустриальная), но все технические решения по содержанию техносферы жизнеобеспечения мегаполиса должны приниматься и реализовываться по законам индустриальной эпохи, согласно нормам и традициям инженерно-технического сообщества. Везде в городе, на каждом шагу, предстают воочию результаты инженерных усилий, инженерной деятельности.

Взять, хотя бы, наземный пассажирский транспорт общего пользования – автобус, трамвай, троллейбус. Всякий маршрут проектируется профессионалами-транспортниками. Предварительно проводится обследование пассажиропотоков, потом определяется схема маршрута, его характеристики, определяется эксплуатационное предприятие, к нему привязывается маршрут. Определяется выпуск, рассчитывается маршрутное расписание. Выполняется большая и трудоемкая проектная работа.

Особенности инженерной культуры.

При выполнении инженерной деятельности выделяются следующие этапы и виды работ:
исследования, изыскания, проектирование, конструирование, разработка, испытания, наладка, организация производства, ремонт, эксплуатация, обучение (пользователей, эксплуатационников).

Центральный рабочий процесс во всей инженерной деятельности – это разработка проекта (проектирование). Результат (выход) для этого процесса – проект. Главное действующее лицо этого процесса – главный инженер проекта (ГИП) во главе коллектива проектировщиков. Для комплексных и крупных объектов техники таким главным действующим лицом является Главный (генеральный) конструктор.

В составе любой инженерной бригады входят инженеры, старшие инженеры, ведущие инженеры, техники, вспомогательный персонал – чертежники, оформители технических документов и др..

Организации, где применяется труд инженеров – НИИ, КБ, НИПИ, ПИ (проектные институты), ПКБ, НИС (научно-исследовательские станции), Проектные бюро, конструкторско-технологические отделы заводов, комбинатов, фабрик, строительных и строительно-монтажных организаций (СУ, СМУ), депо, парки (транспортные).

Основная особенность инженерной деятельности – конструктивизм. Инженерные приемы деятельности, составляющие основу конструктивизма, состоят в том, что нередко в условиях отсутствия более или менее удовлетворительной теории объекта и невозможности ее разработать за время, ограниченное необходимостью конкретного, практического создания объекта, вырабатывается некоторая конструктивная концепция, на основе которой инженерными методами разрабатывается проект и программа его реализации. Проект начинает воплощаться согласно программе, в результате чего, по мере его осуществления, корректируется замысел (проект) и программа. Таким образом, инженерные методы дают возможность получить инструменты, которые позволяют начать конкретные действия по формирования замысла создаваемого объекта.

Методы инженерной деятельности, культура которой проникает в оргуправленческую сферу, объединяет «конструирование с различными формами квазинаучного анализа» [2].

Инженеры вынуждены были, решая сложнейшие практические задачи, при отсутствии необходимого обеспечения в фундаментальных науках, создавать свои собственные системы знаний, приемы и методы работы, которые очень часто не соответствовали традициям классических естественно-научных областей исследования. В инженерной деятельности, как правило, широко применяются так называемые «эмпирические» и «полуэмпирические», «традиционалистские» и интуитивные подходы, которые используются наряду, взамен или в дополнение к строгим научным подходам, если таковые имеются в данное время.

Несмотря на такое широкое использование «нестрогих» методов и разнообразие подходов, инженерная деятельность строится по достаточно четкой и ясной технологии, которая в конечном счете и помогает интегрировать все известные и применяемые схемы для достижения поставленных целей — создания новых машин, механизмов, сооружений и т.д. Именно эта технологическая четкость при организации конструкторской деятельности, умение объединять все известные методы, от строгих формальных до чисто интуитивных, и является основным достоинством инженерной культуры, которая объясняет экспансию инженерных методов и в другие виды человеческой деятельности. Естественно, что эти методы в новой для них среде не всегда оказываются работоспособными, порождают, в ряде случаев, необоснованные надежды и разочарования, иногда даже приводят к прямо противоположным ожидаемым результаты. Все это происходит, в основном, из-за ничем не обоснованной их абсолютизации, преувеличения скрытых в них возможностей. На деле методы инженерного проектирования должны применяться в различных сферах деятельности наряду со всеми ранее применяемыми и известными — методами социальной психологии, конкретной психологии и педагогики, методами экономических и юридических науке и т. д..

Области профессиональной компетентности (ОПК).

Каждый профессионал имеет свою область собственной профессиональной компетентности (ОПК). Каждая должность имеет свое функциональное пространство, которое должно совпадать с областью ПК.

Кроме области профессиональной компетенции (ОПК) существует и предметная область (предметная среда – ПС), в которой проявляется, обозначается и оценивается профессионализм. ПС задается конкретными адресами и образами, лицами, персоналиями, ситуациями, обстановкой, взаимоотношениями, связями, конкретной «фактурой», информацией, документами. Предметная среда осваивается, наполняется, обогащается, конкретизируется. Уходит человек и уносит с собой в образах, в своем сознании, в памяти эту конкретную среду, на освоение которой у него было затрачено время, жизненные силы, психическая энергия.

Системное поддержание и организация воспроизводства профессионализма осуществляется как системой профессиональной подготовки через сеть ВУЗов, так и реальным опытом производственной работы, который тоже должен фиксироваться, оцениваться, сертифицироваться, квалифицироваться. Например, можно вести трудовой реестр (паспорт) профессиональной биографии, список проектов, работ, профессионального участия (ролей), результатов, оценок, отзывов и т.п.

Профессиональной компетентности (профессионализму) противостоит дилетантство. Крайняя степень дилетантства – воинствующее дилетантство (ВД).

ВД – это значит, — «не знаю и не умею, да это мне и не надо». Воинствующее дилетантство не признает саму необходимость обладания опытом, профессиональными знаниями, компетентностью как таковой.

Когда и почему начинается разгул воинствующего дилетантства, или невежества в его самой агрессивной форме – варварства? Видимо, когда рушатся устои жизнеустройства, воцаряется атмосфера разрушения всего и вся…

Кроме крайней степени дилетантства – воинствующего дилетантства (ВД), существует и заскорузлый профессионализм, зашоренность и профессиональная ограниченность.

Когда начинается недоверие к профессионалам?

Такое недоверие часто начинается после утраты актуальности сферы профессиональной компетенции, ее дискредитации. Устаревает, изымается из обращения определенная сфера деятельности. Так, после победы автомобилизации исчез вид деятельности, связанный с обслуживанием гужевого транспорта (ямщики, кучера, шорники, конюхи).

Каждая область профессиональной компетентности (ОПК) со временем может терять свою востребованность и актуальность, выходить из сферы реального употребления, становиться не нужной. При этом, естественно, профессионалы этой области оказываются не у дел. Приходят другие, профессионалы в новых областях. Приходит «племя молодое, незнакомое…».

В реальности сам принцип разделения людей на профессионалов и дилетантов в определенной степени условен. Каждый человек в чем-то профессионал, а в чем-то – дилетант.

О проблеме менеджеризма.

Менеджер — это профессионал в сфере организации работ других профессионалов (предметных профессионалов).

Может ли менеджер (т.н. «эффективный менеджер») не знать итоговый (совокупный) предмет той сферы деятельности, работу профессионалов в которой он организует?

Сейчас сформировалась порочная практика на ведущие руководящие должности в корпорациях и в сфере государственного управления выдвигать так называемых менеджеров и финансистов. Это направление, действительно, — порочное. Руководитель крупной организации – это, прежде всего, макросистемщик, макроспециалист в предметной области своей организации. Менеджер, как организатор (в нашей терминологии – оргпроектант и администратор организационных процессов) может выполнять функцию помощника, консультанта первого руководителя. Его место должно размещаться во втором эшелоне (это методолог оргуправления, методолог рефлексии). В противном случае может начаться разгул дилетантства, некомпетентности, потеря профессионализма.

Между профессионалами в какой-либо области и «системщиками» («женералистами», интеграторами, макропроектантами) должно быть найдено наиболее рациональное соотношение. В областях профессиональной компетентности должно естественным образом выделяться и развиваться направление укрупнения (обобщения) и детализации, дальнейшего углубления в профессиональную среду.

В процессе освоения смежных профессий, специальностей, погружения в области смежных компетенций формируется более широкая область компетенций (основная, плюс смежные области). Формируется профессионал (специалист) более широкого профиля (макроспециалист). Из макро специалистов (макро системщиков) нередко выходят генеральные конструкторы.

В условиях рынка, когда все покупается и продается, как показывает реальная практика, господствует дилетантство и невежество, утрачивается профессионализм.

Когда критерием профессиональной компетенции становится прибыль, то профессионально компетентными в любой области становятся бизнесмены, финансисты, люди, у которых предмет их ПК – деньги, прибыль. Предметный результат (он или социальный, или физический, содержательный) не всегда (даже редко, когда) связан с прибылью. Критерий прибыли не может применяться для оценки профессионализма. Он оценивается не денежными, а качественными и количественными натуральными показателями. В противном случае извращается вся экономика, извращается и само понятие компетентность.

Профессиональные сообщества и их роль в социуме.

В России такими профессиональными сообществами являются научные и инженерные общественные организации (инженерно-технические, научно-технические общества). Развитое и организованное профессиональное сообщество должно поддерживать стандарты профессионализма, участвовать в обеспечении сертификации и квалификации уровня профессионализма. Установлены определенные официально признанные ступени профессиональной и научной квалификации в виде ученых степеней (бакалавры, магистры, кандидаты, доктора), и званий (доценты, профессора, академики). На Западе исторически выделена отдельная профессиональная квалификация (звание) «сертифицированный инженер», которая присваивается профессиональным обществом на основании подтвержденного опыта работы по специальности (5-7 лет) и отзывов (рекомендации) сертифицированных (профессиональных) инженеров. Учитывается приобретенная квалификация, опыт работы (производственно-технический и руководящий) и освоенная специальность, а также профессиональная ответственность (моральное качество профессионала).

Список литературы по проблеме

1. Бухарин Н. Этюд 3. Из серии «Этюды к 16 съезду ВКП (б). 1932 г.
2. Э. Крик. Введение в инженерное дело, (пер. с английского), «Энергия», М., 1970.
3. Л. Невская. Социальный образ инженера. Пермское книжное изд.-во, 1971.
4. Терещенко В.И. Престиж диплома, «Комсомольская правда», 2 марта 1973 года.
5. Г. Кулагин. Нет профессии второго сорта, «Комсомольская правда», 16 марта 1973 года.