Акционерное общество

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Направления эволюции социума в технотронную эпоху

Дроздов Б.В.

  1. Введение. Эволюция социума в ноосферном движении.

Техносферу можно считать одной из составляющих элементов ноосферы, как ее определяет В.И. Вернадский [1]. Техносфера — это весь многообразный мир зданий, сооружений, машин, механизмов, приборов и устройств. Все это создается людьми, усилиями их мысли, трудами поколений людей для того, чтобы жизнь людей на этой планете стала лучше. Часто человечеству это приходится делать просто от суровой необходимости, — чтобы выжить, не умереть с голоду, защитить себя от суровых испытаний, которая устраивает людям их мать – природа. Техносфера — это мир материализованных мыслей людей, сфера овеществленного (материализованного) человеческого разума. Это новая реальность, которая создается людьми и благодаря которой человек овладевает природой и сознательно реконструирует себя, свою природу и окружающий мир. Современные города, в частности, — это тоже особые места концентрации техносферы.

Техносфера, как совокупный результат интеллектуального и физического труда, определяет не только жизнь текущую, но в значительной степени и жизнь будущего человечества.

Томас Кун в своей книге «Структура научных революций» [2] писал, что «человечество порождает парадигмы и реконструируется на их основе». Это высказывание Куна можно детализировать следующим образом: «человечество порождает парадигмы, на базе этих парадигм создает техносферу и уже потом само реконструируется на основе этой техносферы». В настоящей работе рассматривается именно последний этап реконструкции – от техники к социуму.

2.Что такое технотронная эпоха и когда она начинается?

Современная цивилизация развивается в технотронном направлении. Это проявляется в создании, распространении, совершенствовании и развитии все новых технических комплексов и систем самого разного назначения. Техника (т.е. все те же здания, сооружения, машины, механизмы, приборы и устройства и их сложнейшие комплексы) неизбежно и неумолимо становится органической частью каждодневной жизни любого человека. Часто это не осознается обыденным человеческим сознанием. Становится в этом сознании чем-то естественным, всегда существовавшем. Реально техника окружает эту жизнь, определяет поведение, мысли и настроения людей. Весь предыдущий, 20-ый, и наступивший (21-ый) век стал веком техники. Это уже на всю последующую жизнь человечества. Современное человечество бесповоротно вступило в технотронную эпоху. Без техники жизнь человечества становится уже просто невозможной. Не даром Н. Бухарин в своих «Этюдах» утверждал, что «Именно инженеры, а не политики определяют ход истории» [3]. Можно это утверждение переформулировать и так: «именно инженеры, а не политики, финансисты, менеджеры, социологи и политологи определяют ход истории». Политики и политологи только формируют концептуальные представления об организации жизни общества, а инженеры реально создают, поддерживают и развивают новую среду жизнеобитания.

Ключевым моментом в осознании того, что человечество вступило в технотронную эпоху является создание и повсеместное распространение техносферы жизнеобеспечения. Жизнь стала без этой техносферы невозможной. Техносфера жизнеобеспечения – это энергетика, транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое и коммунальное обслуживание, техносфера здравоохранения, образования и социального обслуживания. И все эти системы тесно связаны между собой. Особенно остро и трагически это проявляется в ситуации техногенных катастроф. В качестве примера можно сослаться на то, что происходило в период московской энергоаварии 25 мая 2005 года или в блокаут в Северной Америке в 2003 году.

3.Техносфера и социосфера

Как соотносятся между собой техносфера и социосфера, т.е. мир машин и мир людей? Прежде всего, необходимо определить те требования, которые современная техносфера предъявляет к социуму. Но сама техносфера, – это вещь бездушная (это здания, сооружения, машины, механизмы, приборы и устройства). Они сами никому никаких требований предъявить не могут. Требования ко всему социуму предъявляют те же люди, которые эту техносферу спроектировали, создали и обслуживают.

Сама техносфера может функционировать, поддерживаться, совершенствоваться и развиваться только как социально-техническая система. Техносфера сама по себе, т.е. без людей и специально созданных человеческих коллективов, не может ни появиться, ни функционировать. Поэтому распространяемые сейчас страхи о возможном господстве в мире роботов, о возможном их «бунте» – это все примитивная мифология. Человек одним нажатием кнопки может превратить все сообщество роботов в груду металла.

Социосфера и техносфера (мир людей и мир машин и механизмов) тесно связаны между собой. Техносфера создается людьми, для людей и обслуживается этими людьми. Замысел техносферы порождается человеческим сознанием, фиксируется в проектах и реализуется тоже только людьми.

Когда появляется новый элемент техносферы, то одновременно создается специальная организация – оператор этого элемента техносферы. Оператор – это не собственник объекта техносферы. Оператор является неотъемлемым элементом социосферы, прямо отвечающим за функционирование техносферы. Оператор элемента техносферы специально создается для того, чтобы этот элемент нормально и эффективно работал, качественно использовался людьми для выполнения своего предназначения.

Можно говорить об операторе в узком смысле, а можно и в расширительном смысле. В последнем случае рассматривается вся совокупность организаций, так или иначе причастных к деятельности конкретного оператора. Если собственно организация – оператор (оператор в узком смысле) является главной ответственной социальной инстанцией (субъектом ответственности) по отношению к элементу техносферы, то все другие организации, прямо или косвенно связанные с оператором, относятся к его ближайшему окружению и составляют то, что можно определить, как макрооператор. Но в этом окружении есть и принципиально важные звенья, например, те, что разрабатывали, проектировали, изготовляли, вводили в действие технический объект, а потом уже возник собственно оператор в узком смысле.

Будучи однажды созданной, ставшей функционирующим комплексом, техносфера жизнеобеспечения задает, определяет другие, отличные от дотехнотронной эпохи, стандарты, нормы и регламенты поведения. Формируются другие нормы и правила взаимоотношения людей, т.е. другая мораль и нравственность, другая культура. Это должна быть культура, мораль и нравственность уже техносферной (технотронной) эпохи.

Эволюция социума, его культуры, морали и нравственности должна распространяться не только на ту часть социума, который определяется понятиями оператор и макрооператор, но практически и на весь остальной социум, который пользуется услугами техносферы жизнеобеспечения. Например, если взять такой элемент техносферы жизнеобеспечения, как транспорт (наземный, воздушный, морской), то пользователи всех видов транспорта (пассажиры) должны соблюдать определенные правила, которые обеспечивают безопасность и нормальное функционирование транспорта. Должна формироваться соответствующая культура поведения, в данном случае, — транспортная культура.

Социум должен соответствовать (быть совместимым, приспособленным) созданной им техносфере. Для обеспечения такого соответствия в социуме после создания нового элемента техносферы жизнеобеспечения должны происходить определенные трансформации, реконструкция, перестройка.

Во всем масштабе в наше время встает задача обеспечения гармоничного взаимодействия техносферы и социосферы. Это проблема взаимоотношения техники и организации социума, техники и культуры, техники и человеческой психики, техники и экономических механизмов жизнеустройства социума.

Какие особенности развития техносферы будут существенным образом определять эволюцию культуры человеческого общества (социума) и способов его организации?

4. Направления развития техносферы жизнеобеспечения

Что выделяет современная наука в характерных особенностях развитии техносферы? На эту тему существуют разные точки зрения, отражающие различные концепции научно-технического развития. Постараемся здесь развеять некоторую мифологию, которая разрабатывается трудами западных ученых (Белл Д., Бжезинский З., Друкер П., Тофлер Э., Сорокин П. ,и др.) [4-8].

Первый и очень распространенный миф – это миф о постиндустриальном обществе, о закате индустриализма, о новом обществе услуг и потребления. В какой-то степени этот миф может быть отнесен, прежде всего, к странам «золотого миллиарда». Но к основной массе трудового человечества индустриальный выбор стал единственным и бесповоротным. Назад для подавляющей части человечества дороги нет. Индустриализация представляет собой единственный и безальтернативный путь развития.

Второй миф – это представление о направлении научно-технического развития путем последовательной смены так называемых технологических укладов – от 1-го до сегодняшнего 6-го и последующего перехода в новому, 7-ому технологическому укладу (когнито-). Эти представления активно развиваются и поддерживает определенными представителями и отечественный науки. Наиболее активно подобные представления поддерживаются современными идеологами рыночных отношений, поскольку они дают ясные ориентиры инвесторам по направлению вложений финансовых средств и получению серьезных прибылей от этих вложений. Реальная же практика научно-технического развития показывает, что технологическое развитие в большинстве случаев происходит параллельно по нескольким направлениям, которые взаимно влияют друг на друга.

Представление о повсеместно наступающей постиндустриальной эпохе, эпохе услуг, информационных технологий, деиндустриализации, — это элементы современной мифологии о направлении научно-технического развития путем последовательной смены технологических укладов. Реальное развитие в рамках любого нового уклада, начавшись, далее не заканчивается. Оно постоянно продолжаться в рамках своего же уклада, обогащаясь и развиваясь достижениями следующего уклада.

С нашей точки зрения развитие техносферы жизнеобеспечения в текущий и ближайший будущий период времени будет происходить по следующим ведущим направлениям:

  • дальнейшая индустриализация (вторая индустриализация, новая индустриализация, супериндустриализация, гипериндустриализации),
  • глобализация (трансграничность, трансконтинентальность, в рамках регионов, континентов, в глобальном масштабе),
  • энергонасыщенность,
  • коммунальность (общедоступность) создаваемых систем жизнеобеспечения,
  • тесная интеграция всех технических систем со смежными системами жизнеобеспечения (энергетика, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство).
Дальнейшая индустриализация

Техносфера будет развиваться (и далее эта тенденция станет усиливаться) только в направлении дальнейшей индустриализации, — т.е. новой индустриализации, супериндустриализации, гипериндустриализации. Новая индустриализация означает охват индустриальными методами все новых сфер деятельности, которые ранее не были индустриальными. Это приведет к появлению новых индустрий – индустрии жизнеобеспечения (индустрии 2), индустрии строительства, поддержания, эксплуатации, ремонта, развития и реконструкции (индустрии -3), индустрии исследования и разработок (индустрии 4) и индустрии организационного формообразования (индустрии 5) [9,10].

Глобализация

Системы жизнеобеспечения становятся все более глобальными. Их масштабы расширяются: региональные, межгосударственные, континентальные, межконтинентальные, глобальные. Это повышает их совокупную эффективность, помогает сберегать ресурсы, повышает надежность функционирования. В конечном счете это взаимно компенсирует потери функционирования, позволяет получить так называемый системный эффект. В качестве примеров здесь можно выделить транзитные внутриконтинентальные и межконтинентальные транспортные потоки, передача на большие расстояния ресурсов и мощности (единые системы энергоснабжения, водообеспечения, водоотведения). Глобализация позволяет компенсировать (ликвидировать) местные или региональные избытки и дефициты. Некоторые системы жизнеобеспечения могут существовать только как системы глобальные (спутниковые навигационные системы навигации, связи, мониторинга, Интернет). Стремления к автономизации таких принципиально глобальных систем по государственным, конфессиональным, региональным принципам создают дублирование, приводят к избыточным затратам ресурсов, снижают общую эффективность систем.

Энергонасыщенность

Явление энергонасыщенности систем является естественным следствием индустриализации и глобализации. Например, на транспорте повышение скорости идет за счет повышения мощности систем, повышения совокупного энергопотребления. Индустриальность систем приводит к снижению удельных энергозатрат (на одного человека, на одну единицу веса). Это в конечном счете повышает эффективность всей транспортной системы (уменьшение совокупных энергозатрат на всю глобальную транспортную систему). Повышается установленная единичная мощность энергоагрегатов на электростанциях, мощности транспортирующих систем энергетики, мощности коммунальных систем в крупных городах (систем водоснабжения и водоотведения, газо-теплоснабжения и др.).

Коммунальность

Индустриальные, глобальные, энергонасыщенные системы могут по своей структуре, по принципам своего функционирования быть только коммунальными, общедоступными системами. Дифференциация вырабатываемых этими системами услуг по характеру потребителя (например, систем водоснабжения, водоотведения, электро- и газо-снабжения) не эффективна с общественных, системных позиций. Такую дифференциацию технически и технологически сложно осуществить, но часто это может оказаться просто абсурдным (например, введение персонифицированных систем учета пользования лифтовым хозяйством с учетом высоты и веса поднимаемого груза).

Усиление интеграции систем

Индустриальные, глобальные, энергонасыщенные коммунальные системы жизнеобеспечения могут по своей структуре, по принципам своего функционирования быть только интегрированными. Эта интеграция касается каждой системы по ее внутреннему устройству, а также всей совокупности внешних систем. Они друг по отношению к другу, по всем своим связям являются взаимно интегрированными. Они могут эффективно функционировать только как взаимно интегрированные системы (например, региональные системы энерго-, газо-, теплоснабжения, массового транспорта, жилищно-коммунальные системы).

Города (мегаполисы) – места особой концентрации всех систем жизнеобеспечения

Местами особой концентрации и тесной интеграции всех систем жизнеобеспечения являются крупные города, мегаполисы. Мегаполисы представляют собой места теснейшего переплетения, интеграции всех систем и элементов систем жизнеобеспечения. Мегаполисы сейчас – это узлы особой концентрации всех систем инженерной инфраструктуры, где теснейшим образом взаимосвязаны все звенья техносферы жизнеобеспечения, техносферы потребления и техносферы обучения, лечения, развлечения и отдыха.

Количество таких городов постоянно увеличивается. Население «мира» «стягивается» в крупные города. Социум мира концентрируется в крупных городах-мегаполисах. Таким образом, от перечисленных тенденций развития техносферы жизнеобеспечения социум уже не может «спрятаться» в малых поселениях. Социум поневоле вовлекается в сферу деятельности глобальных систем жизнеобеспечения. Ему приходится отвечать на вызовы технотронного века [11].

Эволюция социума в технотронную эпоху будет касаться прежде всего населения крупных городов. Именно крупные города и мегаполисы предъявляют особые требования к организации, культуре, морали и нравственности того социума, который проживает в этих местах особой концентрации населения планеты.

Что следует для социума из описанных выше тенденций развития техносферы? Как охарактеризовать в совокупности все эти тенденции и явления с точки зрения социума? Это можно характеризовать одним словом – системность. Социум, как и окружающая его техническая среда, должен становиться большой системой, в нем должны усиливаться, становясь преобладающей, ведущей, определяющей тенденцией системное, объединительное, интегрирующее движение. Социум в своем системном движении должен становиться целостным явлением.

Александр Александрович Зиновьев назвал это состояние социума глобальным, мировым «человейником».

Грозит ли процесс создания и развития техносферы какими-либо опасностями для социума? Может ли техносфера «выйти из-под контроля» социума и привести к таким неожиданным для социума явлениям, как «бунт машин»? В некоторой футурологической литературе иногда описываются мифические ситуации «восстания роботов» с искусственным интеллектом… Здесь следует отметить, что самые совершенные и перспективные технические устройства, обладающие свойством искусственного интеллекта, есть результат творчества людей – его создателей (разработчиков, проектировщиков, изготовителей). Программы, реализующие отдельные функции искусственного интеллекта, также являются плодами деятельности инженеров-программистов. Если по командам этих программ технические устройства (например, — роботы) начинают действовать «нештатно», создавая угрозу социуму, то ответственными за это будут сами разработчики этих программ и роботов. Профессиональные и грамотные разработчики этих систем могут и должны исключить подобные ситуации. Страхи о возможном «бунте машин» основаны на неуверенности социума в своих интеллектуальных способностях, на страхе о возможных последствиях от ошибок инженеров-разработчиков и операторов техники. Наличие таких страхов естественно на ранних стадиях развития роботизации и компьютеризации, но это только должно вынудить социум предъявить особо жесткие требования к организации и психо-интеллектуальному состоянию всего научно-технического сообщества.

Для того, чтобы понять суть эволюционных изменений в социуме, нужно конструктивно описать сам социум, выявить конкретные параметры, характеристики, свойства этого социума и в терминах этих параметров (свойств, характеристик), описать все возможные изменения в социуме. Задача описания социума на порядок сложнее по отношению к описанию техносферы. Социум многомерен, многоаспектен, слабо формализуем и весьма динамичен.

Попробуем выделить наиболее важные аспекты описания социума с точки зрения взаимодействия этого социума с техносферой жизнеобеспечения. Такое описание будет представлять собой особое видение социума, в основном, с позиции макрооператора техносферы.

5. Характеристическое описание социума

Социум (в нашей терминологии — социосфера) может быть описан с разных позиций, на основе разных теоретических представлений, с использованием категориального аппарата различных, изучающих социум, научных дисциплин. Например, — социология, обществоведение, социальная психология, политическая экономия, политология, культурология, историческая социология [12] и другие науки. Примем такой взгляд на социум, который бы выделил, обозначал характеристики и структурные элементы социума, непосредственным образом определяющие процессы функционирования техносферы. Это представление о социуме как о «мегамашине» человеческой деятельности. При этом выбираются следующие составляющие описания «устройства» социума:

  • структурно-функциональное (организационно-управленческое),
  • социокультурное (организационно-культурное),
  • психо-интеллектуальное,
  • социально-экономическое.

Структурно-функциональный (организационно-управленческий) срез (аспект) социума (общества) описывает его как организационно-деятельностные «устройство», которое выполняет определенный комплекс работ (функций, задач). Эта мегамашина человеческой деятельности должна иметь определенное устройство, т.е. определенную организацию. Организация социума определяется его структурой, т.е. составом и взаимосвязями составляющих этот социум элементов. Структура социума направлена на то, чтобы он качественно и эффективно выполнял назначенный комплекс работ. В зависимости от того, какие аспекты (срезы, плоскости) описания социума будут выбраны, могут выделяться различные типы структур. Например, могут выделяться организационная, функциональная, технологическая структуры.

Организационная структура описывает состав и взаимосвязи организационных звеньев (элементов) социума (подразделений, отделов, управлений и т.п.). Функциональная структура описывает состав и взаимосвязи функций (видов деятельности). Технологическая структура определяет состав и взаимосвязи технологических процессов.

Социокультурная (организационно-культурная) и психо-интеллектуальные составляющие определяют качество того социального (человеческого) «материала», которым «наполняется» социальная машина деятельности, заданная структурно-функциональным срезом.

Организационно-культурная сфера выделяется на границе двух социальных сфер (организационной и социокультурной) (это область организационной культуры). Она обозначает устойчивые реалии организационного поведения людей (т.е. поведения их в организациях), связанные с особенностями принятых и господствующих культурных норм, в частности, норм профессиональной деятельности. В этой области определяется один из существенных для взаимоотношений между техносферой и социо-сферой элемент культуры, который определяется как организационная культура (ОК).

Психо-интеллектуальная составляющая описания социума определяет его особенности деятельности с позиций человеческого интеллекта и психики, как психики отдельного человека, так совокупности людей (коллективов). В этом аспекте описания социума рассматриваются психо-интеллектуальные процессы общества, их состояние и развитие, особенности и закономерности поведения и деятельности людей, включенных в различные социальные группы. Эта составляющая описания социума содержит также оценку уровня профессиональной, психологической и моральной готовности элементов социума, выполняющих функции управления по отношению к объектам техносферы жизнеобеспечения. Все три составляющих этого элемента характеристики социума (профессиональная, психологическая и моральная) должны рассматриваться только в своей взаимосвязанной совокупности.

Социально-экономическая составляющая описания социума выделяет такие аспекты жизнеустройства социума, которые формируют основные механизмы, интересы и мотивы поведения людей, — формы собственности, способы и правила распределения богатств, отношения наследования жизненных богатств между сменяющими друг друга поколениями. Социально-экономическая сфера задает ведущие мотивы экономического поведения, интересы и намерения людей. Они оказывают влияние на организационную культуру, мораль и нравственность, действующие в социуме.

 
6. Организационно-функциональная эволюция социума

Основным понятием, определяющим организационно-функциональное пространство, является функция. Одним из важнейших социальных условий надежного и устойчивого функционирования техносферы жизнеобеспечения является функциональная полнота пространства управления.

Организационные структуры и требования к ним со стороны техносферы жизнеобеспечения

Классической, ставшей уже традиционной структурой, является структура иерархическая. Она показала свою эффективность и устойчивость всей историей человеческого развития. Эту структуру иногда (согласно Максу Веберу) называют бюрократической структурой. Главный тип отношений, который выделяют в этой структуре – это отношения командного подчинения (административные отношения — начальник-подчиненный). В последние десятилетия этот тип структуры подвергается серьезной критике и структуру считают ответственной за многие недостатки управления и считают главным препятствием в развитии демократии в обществе.

Но здесь следует сказать, что эволюция развития социума в технотронную эпоху объективно требует взвешенной реабилитации бюрократической структуры и пересмотра отношений к бюрократии как таковой. Следует пересмотреть и пере интерпретировать иерархию с учетом основных тенденций развития техносферы жизнеобеспечения.

Иерархия отношений в иерархической структуре кроме командной составляющей имеет и другой аспект – системный. Иерархия собирает целостности. Она — есть условие достижения системного свойства всей системы. Отношения между звеньями соседних эшелонов можно трактовать не столько как отношения команды-подчинения, но и как отношения системной сборки. Верхний эшелон в иерархии системы отвечает и обеспечивает целостность подчиненных элементов в рамках единой системы. Таким образом, необходимо реабилитировать иерархию (и связанную с ней бюрократию) как важнейшую составляющую человеческой организации в технотронную эпоху. Понятие иерархии должно быть освобождено от средневековых феодальных представлений («вассал моего вассала – не мой вассал», «я начальник – ты дурак»).

Понятия иерархии, иерархического уровня должны быть наполнены системными представлениями. Каждый иерархический уровень олицетворяет определенный уровень целостности, системности, объединенности. На уровне иерархии «собирается» целостность из составляющих элементов, представленных в управленческом смысле «подчиненными» иерархическими уровнями. Каждый уровень «собирает» систему, собирая (согласовывая и координируя) составляющие элементы (звенья).

Итак, одно из обязательных направлений эволюции социума в структурно-функциональном плане состоит в реабилитации иерархии, наполнении ее другим конструктивным организационным смыслом – системообразующим и системо поддерживающим.

Кроме иерархических (бюрократических) существуют и такие не менее важные структуры, как

  • функциональная,
  • матричная (много мерная матричная),
  • адхократическая,
  • мерцающая.

Можно показать, что функциональные и матричные организационные структуры также ориентированы на обеспечение сборки системных целостностей. Функциональная структура в своей плоскости также имеет иерархический вид и воплощает формирование целостностей в функциональной области. Она функционально поддерживает и обеспечивает структурную целостность.

Функционализм, таким образом, оказывается встроенным в иерархию. Функция системного, собирающего центра каждым иерархическим уровнем обеспечивается решением комплекса функциональных задач. В функциональном пространстве тоже присутствует своя иерархия функциональных процессов, задаваемая административной иерархией.

То же самое можно сказать и про матричные структуры. Эти структуры формируют горизонтальные функционально-технологические связи в рамках иерархического «куста» целостностей.

Таким образом, техносферная эпоха – это эпоха больших систем, больших и сверхбольших целостностей, универсальных глобальных технологий. Это эпоха торжества глобальных рациональностей, стандартов, выверенных и отработанных правил и дисциплин.

Но эта же технотронная эпоха предъявляет особые требования к уровню организованности социотехнических систем. Этот уровень задается (определяется) новым (ранее не обозначенным) измерением организационной структурыгетерохическим. Гетерорхия определяет отношения проектного порождения [13]. Это отношения генетического типа, на этом уровне выполняется процесс детального продумывания будущих действий и организации этих действий. Здесь отношения между организационными слоями оказываются такими же, как между проектировщиком и спроектированным им слоем. Эволюция оргструктур в технотронную эпоху должна проходить в направлении увеличения «мерности» этих структур. В частности, гетерорхическая «мерность» выделяет проектно-генетические отношения между процессами в каждом слое.

7. Организационно-культурная эволюция социума

Выполнение реальных функций управления развитием и функционированием техносферы осуществляют конкретные люди (реальный «человеческий материал»). Он должен удовлетворять определенным требованиям, которые определяются в двух других пространствах описания социума — организационно-культурном и психо-интеллектуальном.

Основной принцип деятельности персонала оператора, макрооператора и пользователя любого элемента техносферы – это рациональность. Рациональность действий определяется культурой поведения (действий) «человеческого материала» организации, которую определим, как организационную культуру. Организационная культура определяет и описывает качество выполнения элементами социума функций управления. Понятие культура, и, в частности, организационная культура, описываются в значительной степени на качественном уровне. Для структуризации понятия организационная культура будем представлять ее состоящей из следующих качественных показателей, каждый из которых при этом может получить вполне конкретное толкование и оценку в пространстве реальных действий исполнителей в организации.

Составляющими организационной культуры являются:

  • — законопослушность,
  • дисциплинированность,
  • технологизированность,
  • оснащенность,
  • рефлексируемость.

Толкование понятий этих составляющих дается в работе [14].

В социуме будущего технотронного общества должны быть полностью исключены такие деструктивные особенности поведения операторов техносферы жизнеобеспечения, как разгильдяйство, безалаберность, безрассудная лихость, являющиеся одними из источников техногенных катастроф [15]. Такие мрачные явления, таящиеся в глубинах социопсихосферы, как безответственность, безрассудство, иногда легкомысленность, которые часто связывают с безалаберностью, халатностью, разгильдяйством, небрежностью, разболтанностью и которые представляют собой вопиющие показатели предельно низкого уровня организационной культуры, должны быть полностью исключены из жизни социума.

8. Психо-интеллектуальная эволюция социума

Современная энергонасыщенная, интегрированная и принимающая все большие пространственные масштабы техносфера предъявляет особые, повышенные требования к психо-интеллектуальному состоянию людей, действующих в составе операторов техносферы, а также всех, кто имеет к этой техносфере какое-либо отношение (прямых или опосредованных пользователей). Особо «чувствительна» эта техносфера к патологическим, разрушительным действиям людей с нарушениями психики и интеллекта (психо-интеллектуальными отклонениями от нормы). Такие действия могут носить характер вандализма, диверсий, намеренного или непреднамеренного разрушения элементов или объектов техносферы, что может приводить к тяжелейшим последствиям, включая и человеческие жертвы. Психоинтеллектуальное состояние людей, совершающих такие разрушительные действия можно определить по-разному, с разных позиций. Можно это назвать невменяемостью, умопомрачением, психоневротическим расстройством (неврастенией), сумасшествием, безумием, психозом (в том числе и массовым психозом), идиотией, психо-интеллектуальной эпидемией, религиозной или идеологической нетерпимостью, экстремизмом и терроризмом.

Истоками (первичными причинами) таких явлений могут быть природные психические патологии (психические болезни), пьянство, наркомания, нервные срывы, стихийные (спонтанные, неосознанные) действия или результат целенаправленных воздействий на сознание и психику, например, — гипноз, внушение, зомбирование. Это может быть и массовый психоз, и психо-интеллектуальные эпидемии. Общее название для всех этих явлений – потеря разума. Во всех этих таинственных явлениях человеческой психики и интеллекта в наступающую технотронную эпоху таится огромная опасность для всей техносферы жизнеобеспечения.

Разрушительные действия людей, потерявших разум, принципиально не совместимы с техносферой, с законами ее нормального функционирования и развития. Они ставят под угрозу само существования (саму жизнь) Земной цивилизации. Эти явления, действия, настроения и намерения отдельных людей, организованных и стихийных групп людей направлены на уничтожение остальной (нормальной) части человеческой цивилизации путем организации диверсий (уничтожения, разрушения) объектов техносферы жизнеобеспечения. Такие социальные (правильнее было бы сказать «антисоциальные») действия, прежде всего, говорят о роковых дефектах общественного сознания, выявившихся в последние десятилетия.

Этот зловещий, опасный для жизни всего социума дефект, определяется сейчас общим термином – терроризм. Это организация и проведения диверсионных действий на объектах инфраструктуры жизнеобеспечения с целью их разрушения и убийства как можно большего количества людей. Конечной целью так называемых террористов является создание в мире обстановки страха и ужаса (от английского слова «terror» – страх, ужас). Например, террористический акт 11 сентября 2001 года в городе Нью-Йорке и Вашингтоне (погибло 2974 человека).

Термин «терроризм», применяемый для обозначения указанных выше явлений и людей (субъектов действия), не вполне корректен, поскольку конечная обстановка страха и ужаса, посеянная в обществе действиями лиц, называемых террористами, является результатом совокупного действия многих сторон, — и самих диверсантов (террористов), и средств массовой информации (СМИ), местных и центральных властей, органов правопорядка, и активной части самого населения, ставшего объектом атаки этих диверсантов. Диверсанты совершают свои разрушительные действия в расчете на соответствующую реакцию остальных участников события (СМИ, власти, органы правопорядка, бизнесмены, финансирующие «рекламные вставки», само население). Обстановка, атмосфера террора и страха в итоге создается совместными действиями всех участников события.

В последние годы в действиях диверсантов наметилась отдельная тенденция, связанная с явлениями суицида (суицидальные действия). Диверсионный акт совершается диверсантом-смертником. Выделяются отдельные виды таких суицидальных явлений, например, так называемый «аэроцид». Это намеренное уничтожение самолета самим экипажем этого самолета (или одним из членов экипажа). Примеры таких действий:

— теракты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне,
— гибель самолета 18 апреля 2002 года, врезавшегося в 30-этажный небоскреб (Милан, Италия).
— взрыв в российском небе 2-х самолетов, совершенные двумя пассажирками — смертницами, 27 августа 2004 года,
– гибель германского самолета (аэроцид) в горах Франции (погибло 150 чел.), 24 марта 2015 года,
— пропажа в ночь с 7 на 8 марта 2014 года самолета Боинг – 777-200 Малазийской авиакомпании, летевшего по маршруту Куала-Лумпур — Пекин. Связь с самолетом пропала после 2 часов после вылета из Куала – Лумпура. Возникло большое подозрение на аэроцид. Пилот самолета перед вылетом имел большой семейный конфликт с женой. Появилось предположение, что командир самолета намеренно привел самолет к катастрофе.

Для того, чтобы избавить будущий социум и техносферу жизнеобеспечения от террористической угрозы со стороны ориентированных на совершение диверсий групп людей, необходимо разобраться в истоках, основаниях и причинах появления этих разрушительных явлений и выработать общие направления эволюции социума, которые бы привели к недопущению и предотвращению указанных негативных явлений.

Все патологические явления человеческой психики, не совместимые с современной техносферой жизнеобеспечения, по истокам (корням) своего возникновения можно разделить на два больших класса:

вызванные психической болезнью отдельных людей или групп людей (эпидемий), или вредными привычками этих людей (наркомания, алкоголизм),

навеянные, вызванные, индуцированные целенаправленным или стихийным воздействием внешней среды (людей или групп людей с применением информационных и психо-интеллектуальных средств воздействия).

Психоинтеллектуальное состояние социума есть состояние общественного сознания. Речь, таким образом, идет о необходимой корректировке, перестройке, эволюции этого общественного сознания, об оздоровлении этого сознания, об избавлении (лечении) этого сознания от патологических, болезненных состояний и явлений.

Патологические болезненные состояния (психические расстройства) лечатся медицинскими средствами, они составляют предмет особой профессиональной заботы такого медицинского сообщества, как врачи-психиатры. Роль этих врачей в части избавления или защиты современной техносферы от опасного влияния психических уродов заключается в недопущение таких людей в сферу организаций-операторов техносферы с помощью известных средств диагностики и лечения.

С психо интеллектуальными отклонениями в социуме, вызванными внешними воздействиями, нужно было бы разобраться отдельно с целью корректировки, модернизации этого сознания в позитивном, безопасном для техносферы жизнеобеспечения состоянии. Важнейшей составляющей общественного сознания, которая подвержена внешнему влиянию и может использоваться внешними силами для негативной деформации психинтеллектуальной сферы отдельных людей или сообществ, является мировоззрение (картина мира в сознании человечества и отдельного человека, — мировоззренческая идеология — МИ),

Все множество современных мировоззрений (картин мира — МИ) разделяется на следующие два больших подмножества:

— естественнонаучные (рациональные),
— мифологические (в частности, -религиозные).

В подмножество естественнонаучных мировоззрений включаются и обыденные (естественные, рациональные) представления, и все сформированные разными видами наук так называемые научные картины мира. В основе всех этих представлений – идея естественности формирования современного состояния и тенденций изменения этого мира. Все эти картины мира (представления о мире) не допускают существования «высшей», непознанной и непознаваемой силы, существа, инстанции. Они не принимают существования «высшей инстанции» так называемого «создателя», т.е. обладающего «высшим и непостижимым сознанием и возможностями», по воле которой был создан этот мир. Рациональное мировоззрение исходит из того, этот мир функционирует и развивается по своим собственным естественно-природным законам. Все, что происходит в этом мире, происходит «по естественному ходу событий», по объективно действующим законам материального физического мира, а также по еще не известным и не познанным законам.

В подмножество религиозных (мифологических) мировоззрений входят все существующие и существовавшие религии и религиозные учения, а также так называемые оккультные, мистические, «сектантские» представления. Общим для всех таких мировоззрений являются мифы, представления о создателе, высшей силе (боге), о «мессии» (о представителях, посланниках высшей силы), о непознаваемости и недоступности этой высшей силы, о ее всесилии, всевластии, абсолютной непогрешимости и всезнании и абсолютным всевладении над всем, что происходило, происходит и будет происходить.

Погруженность людей (степень охвата, степень включенности) в эти представления может быть самой разной.

Мировоззренческая сфера является ведущей в общественном сознании, она определяет представления человечества о мире, о своем месте в этом мире, о взаимоотношениях человека с этим миром. История развития социума, особенно история последних десятилетий показала, что общественное сознание часто становится объектом целенаправленной манипуляции со сторону деструктивных, разрушительных сил, действующих в своих извращенных, осознаваемых или неосознаваемых интересах.

Для сокращения или полного исключения возможности использовать мифологические формы общественного сознания для манипуляции ими в деструктивном направлении естественный разумный путь эволюции (трансформации) социума состоит в локализации, сужении сферы распространения мифологического мировоззрения. Этот путь можно назвать рационализацией (отрезвление) общественного сознания. Этот путь по-другому можно определить, как максимальное исключение впадению людей в состояние «потери разума». Людей, потерявших разум, видимо, следует изолировать от общества.

Итак, общее направление эволюции психо-интеллектуального состояния социума в технотронную эпоху можно определить одним выражением – обретение здравого смысла, отрезвление общества, обретение рациональности в мыслях и действиях.

9. Социально-экономическая эволюция социума

Социально-экономическая сфера описания социума включает всю совокупность хозяйственно-экономических механизмов, определяющих производственно-хозяйственную деятельность людей. Сейчас во всем мире практически повсеместно утвердился один тип отношений — либерально-рыночные, которые давно изжили себя и уже стали тормозом для дальнейшего развития человечества. Сама эта система отношений по своей сути структурно неустойчива. Стало уже очевидным для подавляющего большинства людей, что либерально-рыночные отношения являются основой неустойчивости в мире. Они не совместимы с будущей техносферой жизнеобеспечения и должны смениться более эффективными и рациональными отношениями, нерыночными.

Итак, основной тенденцией эволюции социально-экономической сферы социума в наступающей новой технотронной эпохе будет постепенная замена либерально-рыночных отношений на более эффективные, нерыночные отношения. Эти отношения должны прийти на смену рыночным отношениям, основанным на товарно-денежных, монетаристских отношениях. Новые отношения должны основываться на системе натуральных показателей, имеющих физически измеримую природу. Основы такой новой экономики, получившей название «физической экономики», формируются передовой и прогрессивной частью мирового научного сообщества [16,17].

10. Профессиональная эволюция власти

Сложившиеся направления развития техносферы жизнеобеспечения потребуют определенной профессиональной эволюции органов власти. Эта эволюция должна носить системную ориентацию и инженерно-техническую основу.

Очевидно, что ведущим социотехническим движением в технотронную эпоху является системное движение. Операторами систем жизнеобеспечения и самого системного движения являются именно инженеры, которые составляют главную движущую силу технотронной цивилизации. Все общественные, экономические реформы, перестройки должны быть санкционированы инженерами. Они же (инженеры) должны иметь право вето на организацию и проведение разрушительных системно-технических реформ.

Повторим здесь высказывание Н. Бухарина:

«Между тем, именно инженеры, а не политики определяют ход истории. Но со времён Древнего Рима бытует чванливая присказка: «Тебе нужна новая техника? Закажи её собаке-греку. Он всё сделает!

Отсюда берёт начало непонятное и ничем не обоснованное презрительное отношение и к современным технократам — «грекам». Отсюда же маниакальная позиция – не брать в расчёт тот факт, что развитие Человечества осуществляется через изобретения» [13].

Нужно освободиться от традиции пренебрежительного отношения к технике и инженерам, от менеджерского и финансового чванства по отношению к техническим профессионалам. В реальности именно в технотронную эпоху особенно возрастает роль и значение в жизни социума инженеров и всего научно-инженерного сословия. Именно из инженеров должен формироваться кадровый состав органов власти всех уровней. Инженерный стиль мышления, инженерный образ действий, инженерная культура должна быть решающей на всех уровнях иерархии управления социума. Инженеры должны играть особую роль в социо-культурной и социально-экономической жизни общества.

При принятии принципиальных решений политического, организационного, экономического характера должна быть усилена роль инженерного сообщества. Именно этому сообществу должно принадлежать решающее слово при принятии таких, например, решений, как структурное расчленение государств, административно-экономических единиц, изменение экономических механизмов функционирования, законов жизнеустройства государств или союзов (объединений) государств.

Выводы

(направления трансформации основных составляющих социосферы
под влиянием технотронной революции)

1.В структурно-функциональной сфере

Реабилитация иерархических представлений в организационных структурах, обновление и модернизация организационной иерархии, системные начала в организационной иерархии. Достижение функциональной полноты управленческих организаций. Обеспечение гармонизации линейных и функциональных структур в организациях.

2.В социокультурной сфере
Повышение уровня всех составляющих организационной культуры (законопослушности, дисциплинированности, технологизированности, оснащенности и рефлексируемости).
3.В психо-интеллектуальной сфере

Интеллектуально-психологическое оздоровление общества. Усиление рационального начала в мышлении и поведении. Воспитание социальной ответственности, психологической устойчивости и трудовой мобилизованности.

4.В социально-экономической сфере
Исключение рыночных механизмов и приватизации в социо-техносфере жизнеобеспечения. Придание всем без исключения объектам техносферы жизнеобеспечения статуса национального и общечеловеческого достояния.

Литература
  1. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М:, « Наука», 1991.
  2. Томас Кун. Структура научных революций. М:, Издательство «АСТ», 2001.
  3. Бухарин Н. Этюд 3. Из серии «Этюды к 16 съезду ВКП (б). 1932 г.
  4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. 1973.
  5. Brzezinski Z. Betwen two ages: Americas role in the technetronic era. N.Y., 1970.
  6. Друкер П. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., «Академия», 1999.
  7. Тофлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999, 781 стр..
  8. Сорокин Питирим А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997.
  9. Дроздов Б.В. Перспективные направления научно-технического развития России на этапе новой индустриализации. Ст. в монографии «Экономическая система современной России: пути и цели развития. МГУ им. М.В. Ломоносова. Экономический факультет. Кафедра политической экономики. под ред. А.А. Пороховского, Москва, 2015 г.
  10. Дроздов Б.В., Перспективные направления новой индустриализации России. Журнал «Мир новой экономики», N 3, 2014.
  11. Дроздов Б.В. Степанов А.М., О путях развития урбанизации в России. Культура. Народ. Экосфера. Труды социо-культурного семинара имени В.В. Бугровского. Выпуск 6. Москва, «Спутник», 2009.
  12. Кремлев Н.Т. Историческая социология. М:, Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2016.
  13. Дроздов Б.В. Введение в проектирование организационных технологий. – М:, Компания «Спутник», 2005 г.
  14. Дроздов Б.В. Ростки будущего и тупики прошлого. –М:, ООО «Петрорус».
  15. Дроздов Б.В. Социальные корни техносферных катастроф. – М:, Культура. Народ. Экосфера. Труды социо-культурного семинара имени В.В. Бугровского. Выпуск 8. Москва, «Спутник», 2015.
  16. Линдон Ларуш. Мировая валютно-финансовая система вошла в катастрофическую фазу своего развала». «Полярная звезда», 01.10.2008.
  17. Чесноков В.С.. «Побиск[18]* Георгиевич Кузнецов. (1924 – 2000) Страницы биографии, К 85-летию со дня рождения». Сборник «Культура. Народ. Экосфера.» Труды социо-культурного семинара имени В.В. Бугровского, выпуск 4, М.: компания «Спутник +», 2009