Акционерное общество

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Направления формирования новой индустрии жизнеобеспечения России

Дроздов Борис Викторович

Направления формирования новой индустрии жизнеобеспечения России

Новые вызовы, которые возникают на современном этапе в сферах производства, науки и образования, напрямую связаны с провозглашаемым направлением нашего будущего развития, определяемым как «новая индустриализация». Здесь требуется, прежде всего, определить отношение к господствующей сейчас повсеместно западной концепции постиндустриального общества, а также осмыслить понятие новой индустриализации применительно к современным реалиям отечественного социально-экономического развития.

Западные идеологи постиндустриализма (Питирим Сорокин, Э. Тофлер, Белл, наш Яковец), подвергая беспощадной критике саму концепцию индустриализма [2,3,4,5], делают вывод о том, что «индустриальное общество уходит в прошлое, на смену ему идет принципиально новое, которое стали называть постиндустриальным» [2]. Прямо говорится о «гибели индустриализма», об его закате, о возврате к доиндустриальной цивилизации [5]. На наш взгляд призывы к деиндустриализации — это результат временного помутнения рассудка у людей. На примере нашего отечества, где в течение четверти века под знаком либеральных рыночных реформ проходила грандиозная разрушительная деиндустриализация, ясно видно, к каким трагическому состоянию может прийти в стране производство, наука и образование.

Единственный урок, который должно извлечь из пережитой катастрофы, — это суровая необходимость проведения новой индустриализации. Это сейчас единственное и жизнеспасительное направление будущего развития России, связанное с началом нового витка индустриализации, проходящего на более высоком качественном уровне. За прошедшей индустриальной эпохой должна следовать не постиндустриальная (деиндустриальная) эпоха, а новая индустриальная (супер индустриальная) эпоха.

Вопрос заключается в том, что качественно нового должна нести с собой эта новая индустриализация. Ведь восстановить ранее существовавшее промышленное производство (провести так называемую реставрацию под лозунгом реиндустриализации) бессмысленно, да и физически просто невозможно. Требуется переосмыслить само понятие индустриализации и выделить принципиально новые черты, отвечающие реалиям сегодняшнего дня.

Индустриализация, как известно, — это «процесс создания крупных производств, приводящий к резкому повышению технической вооруженности труда и росту его производительности» [6]. Это определенный этап в развитии способов производства (СП), понимаемых в организационно-технологическом смысле [7] (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Этапы развития способов производства (СП)

№п.п. Сокращенное наиме-нование СП Полное наименование СП Характеристики способа производства Наименование этапа индустриализации
1. Р ремесленный индивидуальный ремесленный кустарный труд (кустари-одиночки) доиндустриальный
2. РЦ ремесленно-цеховой начальная специализация ручного труда (артели, мастерские, цехи) доиндустриальный
3. КМ кооперативно-мануфактурный пооперационная специализация ручного труда в рамках полного цикла производства, начальная механизация труда (фабрики-мануфактуры) начальный индустриальный
4. МИ машинно-индустриальный механизированное массовое и конвейерное поточно-массовое производство, широкая электрификация и автоматизация производственных процессов в условиях специализации и кооперирования (фабрики, заводы, промышленные комбинаты) индустриальный
5. НЦ-БИ ново-цеховой, бригадно-индустриальный гибкое производство на основе универсальных бригад с внутрибригадной специализацией, ориентированное на выполнение индивидуальных требований потребителя индустриальный с рецидивом деиндустриализации
6. НИ ново-индустриальный автоматизированное и компьютеризованное, специализированное и кооперированное безотходное производство с замкнутым циклом, интегрированное в индустрию жизнеобеспечения (ново-индустриальные комбинаты) ново-индустриальный (супер-индустриальный)

Производство, также, как и его индустриализация, здесь следует понимать в широком смысле и относить его как к сфере собственно промышленного производства (сфера ПП), так и к сфере жизнеобеспечения (сфера ЖО). Соответственно такому делению выделяются и две индустрии — индустрия промышленного производства (Индустрия -1) и индустрия жизнеобеспечения (Индустрия -2). В сферу жизнеобеспечения попадают такие важнейшие сейчас отрасти, как энергетика, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и др. (см. Рис.1).

 


Рис. 1. Состав и основные взаимосвязи индустрии жизнеобеспечения
 

Особые места концентрации индустрий жизнеобеспечения, — это современные крупные города (мегаполисы). Именно здесь за счет индустрии систем жизнеобеспечения (Индустрии-2) обеспечивается необходимое качество жизни людей. Город своим образованием, своей системой жизнеустройства обязан индустриализации. Все системы жизнеобеспечения города построены на индустриальных принципах, и без них полноценно функционировать не могут.

Генеральное направления развития в сторону индустриализации не задано автоматически естественным ходом событий. Всегда есть опасность так называемых инфернальных срывов, т.е. откатов в доиндустриальную эпоху с потерей преимуществ и достижений, полученных за счет индустриализации. Именно это и произошло в течение последних двух десятилетий в России. Парадокс ситуации состоит в том, что при интенсивном развитии некоторых отраслей промышленного производства, например, индустрии производства легковых автомобилей, в итоге сформировались отрасли жизнеобеспечения архаичного и средневекового типа.

Признаками этого в сферах жизнеобеспечения являются:
— повсеместная ориентация на нерациональное самообеспечение,
— возврат к патриархальным способам организации жизни,
— исход населения из крупных бывших промышленных городов в сельские и деревенские населенные пункты,
— деградация городских способов расселения (распространение застройки диффузного типа, типа «городов-больших деревень»).

В качестве наглядного примера происходящей технологической деградации можно взять автомобильный транспортный комплекс города Москвы. Сейчас он включает 5,5 млн. автомобилей личного пользования. Большая часть этих автомобилей стоят, а если начинают двигаться, то по данным исследования, опубликованного Валентином Пономаренко (сообщение в Интернете по Email: sircobol@sabro.net от 28 сентября 2001 года [8]), всего только 1% энергии, заключенной в бензине, уходит на то, чтобы везти водителя, около 15% затрачивается на перемещение самого автомобиля. Остальное теряется в двигателе, коробке передач и уходит на преодоление сопротивления ветра. Таким образом, для легкового автомобиля индивидуального пользования 84% энергии, заключенной в сжигаемом бензине, теряется впустую. Не меняет ситуацию к лучшему и переход на другие виды топлива, в частности, на экологически чистые, например, диметилэфир. Затраты энергии на производство этанола (исходного продукта для получения диметилэфира) в 1,5-2 раза превышают его теплотворную способность. Кроме того, количество стоков при его производстве превышает в 13 раз количество получаемого продукта. Следует отметить, что более 85% вредных выбросов в атмосферу города приходится на долю от автомобильного транспорта.

Таким образом, тупиковым в энергетическом и экологическом плане является сам принцип перемещения человека в городе посредством индивидуального экипажа с двигателем внутреннего сгорания. Транспортные средства индивидуального пользования (ИТ) приводят к расточительному распоряжению всеми затраченными на их изготовление и эксплуатацию ресурсами. Эти средства нерациональным образом отторгают часть улично-дорожной сети и гаражно-стояночного пространства. Растет дефицит этой сети и пространства, особенно острый для крупных городов. Сокращение свободных полос движения приводит к затруднениям дорожного движения и к заторам (пробкам) на дорогах.

Известно, что пассажир в общественном транспорте (автобус, трамвай, троллейбус) занимает в 10 раз меньшее дорожное пространство, чем сидящий в автомобиле. Следовательно, одна полоса движения, занимаемая общественным транспортом, в 10 раз более эффективна полосы, занимаемой личным автотранспортом. Известно, что по всем основным показателям эффективности транспортных систем (затратам энергии, надежности, безопасности, интенсивности использования подвижного состава) транспорт общего пользования (массовый, коммунальный) в несколько раз превышает транспорт индивидуального пользования.

Другой пример деиндустриализации в сфере жизнеобеспечения – деградация системы бытового и коммунального обслуживания, т.е. организации домашнего хозяйства в крупных и средних городах России. По данным [9] в настоящее время в домашних хозяйствах России ежегодно затрачивается свыше 50 миллиардов часов, что равнозначно годовому бюджету рабочего времени 20 миллионов человек. Таким образом, в домашних хозяйствах занято 15% всего трудоспособного населения. Более 20% этого времени затрачивается на стирку белья и приведение в порядок одежды, что является наиболее тяжелым ручным трудом, в которым заняты, в основном, женщины.

С началом либерально-рыночных реформ в РФ в сфере бытового обслуживания произошел практически повсеместный возврат к принципу самообслуживания. Состоятельные слои населения такое самообслуживание выполняют на новом технологическом уровне, с использованием современных автономных машин и механизмов, например, автоматических стиральных машин западного производства. Принцип удовлетворения бытовой потребности остается прежним — патриархальное самообслуживание. Но ни одна индивидуальная автоматическая стиральная машина вместе с домашним утюгом не смогут получить такое качественно выстиранное, ароматизированное, накрахмаленное и идеально выглаженное белье, какое выдает современная индустриальная автоматизированная прачечная. То же самое можно сказать про химическую чистку одежды. Никто из жителей дома не в состоянии самостоятельно вычистить загрязненную верхнюю одежду так качественно, как современная автоматизированная фабрика-химчистка.

С широкой экономической точки зрения данная ситуация является абсурдной. Когда индустриальные технологии уступают по общественной эффективности патриархальным, то это может свидетельствовать только о грубых извращениях экономических отношений. Такая экономика вступает в вопиющее противоречие с элементарным здравым смыслом. В этой обстановке и сам способ проживания в крупных городах лишается такого же смысла. Ведь крупный город, а особенно мегаполис и супермегаполис, создается для удельной (в отношении к каждому жителю) экономии ресурсов (территории, энергии, времени, материалов), необходимых для жизнеобеспечения. Если «экономически выгоднее» оказывается в массовом порядке привлекать ручной малопроизводительный труд домохозяек, то теряется особый смысл городской жизни, как формы рационального жизнеустройства.

Можно показать, что сформировавшаяся в последние два десятилетия в России система расселения и градостроительная стратегия с ее ориентацией на преобладание «диффузной застройки» тормозит социально-экономическое развитие страны. Принятая в России стратегия расселения и градостроительства не согласуется с мировым процессом урбанизации, как ведущим цивилизационным процессом 3-го тысячелетия, который решением ООН признан урбанистическим [10].

Сейчас Россия остро нуждается в новой урбанизации, для которой характерна индустриализация жизнеобеспечения. Принципиальным для новой урбанизации является комплексность ее градообразующей базы и индустриальный способ построения всех систем жизнеобеспечения. В составе градообразующего комплекса должны быть представлены и промышленное производство, и наука, и культура, и образование, и все, что нужно для здоровья, жизни, образования, труда и отдыха людей. Для формирования городов с такой градообразующей базой и индустриальными системами жизнеобеспечения необходима целенаправленная мобилизация и распределение ресурсов с применением принципов программно-целевого управления.

Движение в сторону индустриализации систем жизнеобеспечения городов в России позволит избавиться от такого общеизвестного недостатка жизнеустройства в России, как неэффективность способа проживания на ее пространстве с суровым климатом и большими расстояниями [11]. Из-за этого всякое промышленное производство, да и само воспроизводство жизни на территории страны, оказывается неэффективным по сравнению с большинством стран Запада и Востока. Развитие новой индустрии жизнеобеспечения и переход к перспективной стратегии урбанизации (суперурбанизации) позволит радикально изменить потенциал России в системе мирового разделения труда.

Создаваемая новая индустрия жизнеобеспечения сможет эффективно функционировать, если тесно связанные с ней другие виды общественно-экономической деятельности также будут построены на индустриальных принципах. К этим видам деятельности относятся:
— деятельность по содержанию, ремонту, реконструкции и развитию технических комплексов жизнеобеспечения,
— деятельность по проектированию процессов содержания, ремонта, реконструкции и развития технических комплексов жизнеобеспечения,
— деятельность по организационному формообразованию вышеперечисленных видов деятельности.

В результате индустрия жизнеобеспечения оказывается встроенной комплекс из пяти типов индустрий, изображенный на Рис. 2 [12].


Рис. 2. Состав индустрий цивилизации
 

Итак, основными направлениями создания новой индустрии жизнеобеспечения России являются:

— воссоздание в сферах энергетики, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания мощных коммунальных систем массового обслуживания на перспективных индустриальных принципах,
— разработка и принятие новой стратегии градостроительства, предполагающей преимущественную ориентацию на перспективную урбанизацию на основе применения индустриальных принципов формирования и развития городов и городских территорий с комплексной градообразующей базой и индустриальным городским хозяйством,
— переориентация индустрии промышленного производства на удовлетворение потребностей новой индустрий жизнеобеспечения в машинах, механизмах, приборах и устройствах, отвечающих требованиям этой индустрии.

Литература

  1. Цаплин В.С. Странная цивилизация — М.: «АСТ-Астрель», 2006.
  2. Яковец Ю.В. История цивилизаций. Изд. 2-е. М.: Владос, 1997.
  3. Сорокин Питирим А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997.
  4. Тофлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999, 781 стр..
  5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. 1973.
  6. Политехнический словарь. — М.: Изд. «Советская энциклопедия», 1980.
  7. Григорьев Э.Л., Гусаков А.А., Зейтун Ж., Порада С., Архитектурно-строительное проектирование. Методология и автоматизация. — М.: Стройиздат, 1986.
  8. sircobol@sabro.net от 28 сентября 2001.
  9. Сайт www.astrabalservice.ru.
  10. Лазарева И.В. Пятое измерение города. Труды Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), Серия «Теоретические основы градостроительства». — М.: ЛЕНАНД, 2006.
  11. Дроздов Б.В., Степанов А.М. О путях развития урбанизации в России// Культура. Народ. Экосфера. Труды социо-культурного семинара имени В.В. Бугровского. 2009. Выпуск 6. С.171-190.
  12. Дроздов Б.В. Перспективные направления новой индустриализации России. // Мир новой экономики. 2014. N 3, С. 14-20.