Акционерное общество

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Направления эволюции городов в новоиндустриальную эпоху

Дроздов Б.В.

 В течение последних двух столетий человеческая цивилизация развивается на пути урбанизации — создания городов и городских агломераций. Это направление было признано  наиболее рациональным и эффективным способом проживания людей на нашей планете. Урбанизация обеспечила людям  во всех странах мира  и при разном климате  комфортные условия проживания. Города дали людям все современные блага жизни, без которых сейчас немыслимо нормальное человеческое существование.  Данный процесс бурно развивался в 20 веке, в начале 21 века он продолжается ускоренными темпами. Урбанизация в наступившем тысячелетии стала общепризнанным направлением развития цивилизации. Это официально провозглашено  ООН. Данная авторитетная международная организация   объявила все третье тысячелетие урбанистическим [3].

В мире идет неуклонный рост численности городского населения,  рост численности населения каждого отдельного города, укрупнение городов, концентрация населения в крупных и крупнейших городах. Это стало    устойчивой тенденцией урбанизации последних десятилетий.

К настоящему времени 50% населения мира уже проживает в городах. К 2025 году городское население составит 2/3 общей численности всего населения планеты. По некоторым оценкам к 2030 году в городах будет жить предположительно 84% населения развитых стран [1]. Есть ряд стран, в которых подавляющая часть населения уже живет в городах (например, в Аргентине — 90%).

Сейчас половина всех жителей городов проживает  в крупных городах с населением более 500 тысяч человек [2].

В 1950 году в мире было 81 городов-миллионеров (с населением более одного миллиона человек), в конце 1980 года — около 300, сейчас – 362 города.

Следует особо отметить, что количество самых больших городов (с численностью жителей более 4-х млн. человек)  увеличивается быстрее, чем количество других городов.  В 1950 году в таких городах проживало только 10% мирового городского населения, в 1980 году — 17%, в 1998 году — 60%.

В 1950 году городов с населением 5 млн. человек было 8, сейчас их уже 40.

Растет количество сверхбольших городов с населением более 10 млн. человек (городов десятимиллионников). В 2000 году таких городов  насчитывалось 19 [1], среди них Токио (26,4 млн.), Мехико (18,1 млн.), Бомбей (18,1млн.),  Сан-Паулу (17,8 млн.),  Нью-Йорк (16,6 млн.), Лагос (13,4 млн.), Лос-Анджелес (13,1 млн.), Шанхай (12,9 млн.), Калькутта (12,9 млн.), Буэнос-Айрес (12,6 млн.), Дакка (12,3 млн.).

Согласно выводам специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН к 2015 году число городов десятимиллионников увеличится до 23, причем, население пяти из них превысит 20 млн. человек [3].

В развитии крупных городов наметилась тенденция формирования на их основе городских агломераций – Мегаполисов. Мегаполисы – это  урбанизированные районы, наиболее крупные формы расселения, образующиеся в результате срастания большого количества соседних городов и городских агломераций. Так, мегаполис Бостон-Вашингтон имеет суммарное население около 50 млн. человек. Он включает в себя агломерацию от Нью-Йорка до Филадельфии. Токийский мегаполис, полностью занимающий побережье Токийского залива, имеет население 30 млн. человек. Это 23% от общей численности населения Японии.

Развитие урбанизации  приводит к появлению нового качественного явления — создание больших и сверхбольших городов (супергородов) нового поколения, главная особенность которых — высокая плотность застройки. Это явление определим как  суперурбанизацию (СУ). Суперурбанизация будет приводить к появлению таких супергородов, в  которых численность жителей составит не один десяток миллионов человек.

Отдельные фрагменты супергородов будущего  уже реально формируются в наше время (Сеул, Куала-Лумпур, Мехико,  Торонто, Монреаль, Шанхай, Гонконг и др.). В их облике проглядываются некоторые черты  супергородов приближающейся новой  эпохи, которую определим как эпоху  супериндустриализации [4].

Итак,  в развитии городской цивилизации на планете уже сформировались  тенденции, за которыми прослеживаются вполне определенные закономерности. Эти закономерности диктуются обстоятельствами неумолимой силы, соображениями рациональности и стремлением к достижению наивысшей эффективности выбранных способов жизнеустройства и жизнедеятельности.

ПРИЧИНЫ РОСТА ГОРОДОВ

Прежде всего, город экономит территорию, то есть сохраняет почвенный покров Земли. Так,  потребная для расселения территория городом средней этажности (5-10 этажей) уменьшается в 10 раз по сравнению с сельским типом расселения (одноэтажные дома).

Все крупные и крупнейшие города Земли (города — миллионники, их сейчас уже значительно больше 300) занимают всего какие-то доли процента поверхности Земли, а проживает в них   четвертая часть населения Земли     населения планеты.

Город экономит тепло. Только за счет сокращения тепловыделяющей поверхности наружных стен и крыш 10-этажный жилой дом сокращает тепловые потери по сравнению с одноэтажным домом в 4-5 раз.

Город экономит электроэнергию за счет сокращения потерь в линиях электропередачи для доставки электроэнергии в каждый дом, каждому потребителю.

Город экономит потребление газа за счет применения наиболее эффективных способов его использования и за счет сокращения затрат энергии на перекачку газа по газопроводу до каждого потребителя.

Людям для полноценной жизни необходимо пространство и  оно дается им в городе за счет многоэтажной застройки и интенсивного освоения подземного пространства. Вместо плоского протяженного пространства город дает объемное  пространство, пространство, простирающееся  вверх и вниз. Этим высвобождается, экономится  территория, поверхность суши как таковая. Освобождается территория Земли; экономится, сохраняется почвенный слой; сохраняется естественная природная среда.

Город также позволяет людям селиться там, где сельский способ расселения был бы невозможен, — на неудобных и непригодных для сельскохозяйственного производства территориях, в условиях сурового климата, на отвоеванных у океана, морей и болот территориях. Примером может быть наш отечественный Санкт-Петербург, построенный на болоте, в совершенно не пригодном для проживания людей месте.

Город, как бы ни критиковали его защитники и охранители природы,  больше и эффективнее, чем села,  способствует самоочищению природной среды. Именно в городах имеются реальные возможности создания мощных специальных индустриальных комплексов по очищению природной среды — станций комплексной очистки сточных вод (станций аэрации), мусороперерабатывающих заводов, пыле газоулавливающих установок и промышленных фильтров по очистке вредных веществ.

Для расселения  все увеличивающегося количества людей нужно экономить отторгаемую для градостроительства территорию, нужно экономить энергию и другие ресурсы жизнеобеспечения, общественно полезное время при обязательном обеспечении необходимых стандартов комфорта. Все это в принципе обеспечивают крупные города, Мегаполисы, городские агломерации. В еще большей степени это достигается в супергородах нового поколения. Такие супергорода  ликвидируют ряд выявившихся существенных недостатков современных мегаполисов – значительный размер территорий, отторгаемых застройкой городов у Природы, большие потери электрической и тепловой энергии на энергообеспечение, неоправданно большие потери населения на передвижение (транспортные издержки).

СУПЕРГОРОДА – ТОРЖЕСТВО КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Формируемые супергорода нового поколения являют собой реальное торжество коммунальной идеи жизнеустройства. В основе этой идеи – использование коммунальных (коллективных, общественных) систем жизнеобеспечения. К таким системам относятся, прежде всего, — жилье, энергоснабжение, водоснабжение и водоотведение, транспорт, бытовое и коммунальное обслуживание. Принцип коммунального обслуживания в супергородах будущего полностью вытесняет принцип самообслуживания, характерный для сельской системы расселения и патриархального образа жизни.

Города и городские агломерации — это  специальные формы проживания людей на земле,  основанные исключительно на основе коммунальных систем. Города, а особенно, крупные города (мегаполисы), городские агломерации сейчас превратились в   одни из основных и наиболее эффективных способов проживания человечества именно за счет применения коммунальных систем.  Город сам по себе уже является большой коммунальной системой, в которой общими являются все основные подсистемы жизнеобеспечения.

Таким образом, человечество стихийно, не зависимо от исповедуемой идеологии, пришло к коммунальным формам проживания в виде больших и сверхбольших городов (мегаполисов).

Именно широкое применение в городах самого принципа коммунальности обеспечило существенную экономию времени, материальных и энергетических ресурсов, создало гарантированное высокое качество и надежность всех систем бытового обслуживания.

Для того, чтобы наглядно убедиться в этом, достаточно сравнить технологию обогрева деревенского дома с помощью обычной печки на дровах и систему центрального отопления городского многоквартирного и многоэтажного дома.

Организуя в городах жилье  коммунального типа, где общими являются фундамент, крыша, все инженерные коммуникации, человечество достигает существенной экономии отторгаемой у природы территории, энергетических и минеральных ресурсов.

Используя в городах транспортные системы коммунального (общественного) типа, т.е. массовый пассажирский транспорт общего пользования, человечество существенно экономит топливо, энергию, территорию, материальные ресурсы на удовлетворение транспортной потребности.

Создавая в крупных городах коммунальные системы бытового обслуживания, люди значительно экономят общественно-полезное время, все те же материальные и энергетические ресурсы   [5].

ОСОБЕННОСТИ СУПЕРГОРОДОВ БУДУЩЕГО

Определим вначале основные особенности построения и внешнего облика супергородов, характерные для эпохи супериндустриализации (СИ).

Суперурбанизация (СУ) есть одно из направлений супериндустриального развития цивилизации будущего.  Особенности СУ определяются всеми основными составляющими СИ. Они является логическим результатам действия всех этих составляющих. Для СИ характерны следующие проявления [4]:

— глубокая индустриализация всех сфер жизнеобеспечения (жилищного хозяйства, транспорта, бытового и коммунального обслуживания, питания, здравоохранения, воспитания и образования),

— создание индустрии следующего уровня, — индустрии текущего и капитального ремонта,

— интеграция всех трех индустрий (индустрии промышленного производства, индустрии жизнеобеспечения и индустрии ремонта),

  • создание безотходных замкнутых производств, интегрированных с индустрией жизнеобеспечения,

— индустриализация проектно-конструкторской и проектно-изыскательской деятельности,

  • индустриализация организационно-управленческой деятельности — создание организационных конвейеров (потоков).

Торжество всех вышеперечисленных особенностей супериндустриализации  в итоге приводит к распространению новых форм  расселения – появлению  супергородов, супермегаполисов.

Создание супергородов, таким образом,  непосредственно вытекает из супериндустриального характера развития цивилизации.  Появление и распространение супергородов есть неизбежный результат  супериндустриализации в сфере расселения.

Что здесь и далее будет пониматься под супергородом нового поколения (СГ)? В некотором смысле современными прообразами фрагментов супергородов (СГ) будущего являются те города с численностью населения более 10 миллионов человек (города-десятимиллионники), которые характеризуются особо высокой плотностью застройки. Сейчас таких городов  насчитывается уже 19 и имеется устойчивая тенденция роста удельного веса этих городов среди всех других. Качественным отличием СГ от современных городов десятимиллионников является значительное (не менее,  чем в 5 раз) повышение плотности расселения. Это, естественно, может быть достигнуто только за счет повышения этажности зданий.

В эпоху СУ численность населения некоторых из крупнейших супермегаполисов мира в перспективе будет приближаться к сотне миллионов.

Впервые в известной нам литературе обсуждение проблем построения городов стомиллионников начал Борис Васильевич Оськин [6]. По его оценке  все сегодняшнее население Мира могло бы разместиться в 62 городах стомиллионниках, заняв территорию 62 тысячи квадратных километров, что составило бы только 0, 041% суши [6].

В настоящих рассуждениях город стомиллионник рассматривается в качестве  идеального образа города будущего, воплощения идеи супериндустриализации в области градостроительства. На примере такого идеального образа города будущего можно представить себе все основные особенности  развития суперурбанизации.

Одна из целей урбанизации, как было показано выше,  заключается в экономии территории, изымаемой у природы под градостроительство, обеспечении  компактности проживания, концентрации как можно большего количества населения на ограниченной площади. Отсюда с неизбежностью вытекает  единственно возможное направление построения городов будущего, — повышение этажности зданий, а значит, — и плотности расселения (застройки).

Итак,  первая особенность СУ,   — повышение плотности застройки за счет повышения этажности зданий и интенсивного использования подземного пространства. Средняя этажность зданий в таком городе может составить 40-50 этажей (см. на эту тему ниже).

Вторая особенность СУ,  — супергорода будущего могут создаваться и функционировать только как города с комплексно развитой градообразующей базой. Такие города не могут существовать как узкоспециализированные центры человеческой деятельности, например, как города — банковские и коммерческие центры, города — университетские или научные центры. Однопрофильные супергорода нежизнеспособны. Они просто обречены на деградацию и вырождение. Однопрофильные большие города, не производящие ничего материального, — это города-призраки, города-мифы, города-химеры.   В какой-то степени такие узкоспециализированные города могут существовать как города малого и среднего размера, да и то, —  вблизи крупных многопрофильных городов, как их города–спутники. Сам же сверхбольшой город может быть только многопрофильным.

Современный крупный город должен дать жителям полную свободу выбора для своей самореализации. Но главное,  сверхкрупный город, — это место всесторонней активной жизнедеятельности. Сфера жизнедеятельности населения должна быть самодостаточной, внутренне сбалансированной, она должна иметь все необходимое для полноценного жизнеустройства и жизнеобеспечения. Основой  жизнедеятельности крупного города может быть только производственная деятельность, деятельность в сфере материального производства, дающая людям все необходимые составляющие для сохранения и развития жизни на уровне принятого стандарта качества. Супергород, кроме этого,  должен дать своим жителям все, что необходимо для полноценной и качественной жизни – жилье, работу, отдых, все для образования, воспитания, лечения. Получая все необходимое для жизни внутри супергорода,  его обитатели теряют необходимость в  частых периодических поездках за пределы города, например для отдыха выходного дня, на дачу, на садовый участок.

Третья особенность супергородов — наличие инженерной инфраструктуры жизнеобеспечения особо высокой надежности и мощности. Сети инженерных коммуникаций современных городов не в состоянии выдержать нагрузки городов стомиллионников, они не  могут обеспечить требуемую надежность и устойчивость для своих потребителей (высотных зданий жилого, производственного и административного назначения). Именно поэтому при точечной застройке сложившихся городов зданиями повышенной этажности (высотными зданиями — «небоскребами») для таких зданий сейчас предусматриваются автономные источники энергообеспечения. Однако, автономность систем жизнеобеспечения как ведущий принцип построения высотных зданий в супергородах будущего совершенно неприемлем.

Автономность сама по себе не в состоянии обеспечить устойчивость и надежность жизнеобеспечения. Автономность принципиально не может быть обеспечена в городе в полном объеме, поскольку любая система жизнеобеспечения нуждается в ресурсах, которые сам город никогда не производил, не производит,  и производить не может. Так, автономные газотурбоэнергоагрегаты нуждаются в энергоносителях (в топливе – газе, мазуте, солярке, каменном угле). Все это нужно в места размещения этих агрегатов подавать, завозить, складировать, хранить. Чаще всего, это будет невозможно ни физически, ни организационно.  Автономные системы могут применяться как правило только в непродолжительных по времени аварийных ситуациях.

Для надежности и устойчивости жизнеобеспечения будущих супергородов нужны интегрированные, многократно резервированные, эффективно управляемые системы с большим запасом мощности. Таких систем в современных городах пока нет. От возможности их практического создания зависит и судьба супергородов будущего.

Четвертая особенность СУ — преимущественное использование для внутригородских  перевозок массового (общественного)  транспорта. Использование транспорта индивидуального пользования (личных автомобилей) несовместимо с обстановкой жизни такого супергорода. Удовлетворять  потребности в перемещении с помощью  транспортного средства личного пользования (т.е. по принципу  самообслуживания) в супергородах просто невозможно. Здесь для автомобиля индивидуального пользования не будет места ни для движения по улично-дорожной сети, ни  для стоянки (парковки).

СУПЕРГОРОД – ГОРОД БЕЗ ПРИГОРОДА

Из вышеприведенных особенностей СГ следует, что в этих городах не будет пригородов как особой урбанизированной территории, окружающей город на многие десятки километров. Это принципиальная черта формирования СГ, она существенно определяет и облик самого города, и характер окружающего город пространства, и образ жизни его жителей. Такие города при приближении к ним на наземном транспорте сразу «как будто» вырастают   стеной своих небоскребов среди естественного природного окружения и сельскохозяйственных угодий. Небоскребы таких городов будут возвышаться на фоне окружающего естественного природного ландшафта.

В таких городах не будет по существу маятниковой миграции населения. Пригородные перевозки в них будут сведены к минимуму. Это будет означать, что все, кто в традиционных городах проживал в пригородной зоне,  и каждый день перемещался на работу в город и обратно на пригородных электропоездах или на собственных автомобилях, в городах эпохи СУ будут постоянно проживать в самом городе. При реализации такой идеи все активное население прежнего пригорода «стягивается» в город и именно только сам город становится для него местом  постоянного  жительства.

Город становится для его обитателей  не только «местом жительства» или только «местом работы», но сразу всем — и местом реализации трудовой активности (местом «работы»), и местом отдыха (ежедневной рекреации), и местом, где реализуется и удовлетворяется полный спектр жизненных потребностей человека.  Городская среда здесь обеспечивает  всем его жителям одинаково высокий уровень, комфорт  и качество жизни, практически не достижимые в малых и средних городах, не говоря уже о сельской местности.

В итоге  формирования и развития  супергородов обширные пригородные районы возвращаются природе и сельскому хозяйству, восстанавливается естественный природный биологический баланс, а окрестностям города возвращается естественный исторически сложившийся пейзаж. Такой город восстанавливает исторически сложившийся ландшафт окружающей территории. Сам же город своим обликом, «как будто сразу»  возникающий стеной небоскребов, создает контраст  естетсвенно-природному окружению, демонстрирует новую, созданную разумом и трудом человека    «природу».

В супергородах нового поколения, освобожденных от обширных пригородов,  экономится общественно-полезное время населения, затрачиваемое на ежедневные поездки из пригорода в город и обратно на работу и с работы. Повышается плотность расселения внутри официальной границы города, что приводит, в конечном счете, к существенной экономии многих общественно значимых ресурсов (территории, времени, всех видов энергии и материальных ресурсов) [7].

Итак, речь идет о принципиально новой градостроительной концепции будущего, — концепции создания сети крупных и компактных узлов расселения людей на нашей планете с населением несколько десятков миллионов человек каждый (в пределе — до 100 млн.). Отмеченная концепция относится, прежде всего, к новым зонами интенсивной урбанизации, — странам Юго-Восточной Азии, Африки  и Южной Америки. В этих странах Мегаполисы уже сейчас формируются как зоны компактного проживания без обширных, окружающих Мегаполисы пригородов. При приближении к такому Мегаполису по железной дороге или на автомобиле, этот город  вырастает сразу, стеной своих небоскребов среди естественного природного окружения, среди бескрайней зелени лесов и полей.  Здесь нет бесконечных застроенных малоэтажными домами пригородов, нет уходящих до горизонта унылых «курятников» дачных и садовых участков и чертополоха безвкусных коттеджей. Иными словами, супергород будущего представляется как  город без пригорода, город, органически встроенный в естественное природное окружение. Такой город предельно экономно использует территорию Земли. Он отторгает под застройку минимально необходимую площадь и стремится оставить в неприкосновенности естественный ландшафт, плодородные земли, уникальный растительный мир.

Наличие обширных окружающих город пригородных зон с малоэтажной застройкой можно рассматривать в качестве явного показателя низкой эффективности реализуемой на практике градостроительной политики. Это проявление несбалансированности развития градообразующей базы с ростом населения, жилья и сферы обслуживания. Наличие обширных пригородов указывают на вопиющие диспропорции в развитии города и всех его составляющих.

Идея формирования  застройки СГ без пригорода (супергород нового поколения как компактный, концентрированный градостроительный узел, город без пригорода)  имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с традиционной стратегией урбанизации, характерной для современных мегаполисов.

Во-первых, существенно экономится территория, восстанавливается естественный экологический баланс.

Во-вторых, снижаются потери всех видов энергии на снабжение ресурсами жизнеобеспечения [7].

В-третьих, сокращаются транспортные издержки населения ввиду исключения так называемых ежедневных пригородных перевозок на работу в город и обратно (маятниковая миграция).

Наконец, в-четвертых, облегчается решение транспортной проблемы супергорода в сфере внешних (магистральных) перевозок. Внешний транспортный узел освобождается от пригородных перевозок и начинает работать исключительно по своему прямому назначению — осуществлению магистральных перевозок дальнего следования. Автомобильные дороги, связывающие СГ с окружающим пространством, освобождаются от массы автомобилей, перевозящих своих владельцев из пригородных особняков, коттеджей, вилл в город на работу и обратно. Эти дороги начинают выполнять свою основную функцию, — функцию магистральных транспортных артерий, рассчитанных на скоростное движение автомобилей.

Супергорода будущего (СГ), о которых идет речь в настоящей работе, должны ликвидировать  главный недостаток современных крупных городов. Он заключается в  территориальной разбросанности, большой протяженности застройки, «размытости» границ города, неукротимой экспансии мегаполиса на окружающую незастроенную территорию. Современные мегаполисы «расплываются» по окружающей территории, они окружаются по всей своей периферии большими по занимаемой площади пригородами. Эти пригородные зоны застроены, как правило, малоэтажными домами. Вокруг каждого индивидуального дома, расположенного в пригородной зоне, часто присутствует так называемый «приусадебный участок». Эти дома (особняки, коттеджи, виллы) занимают вместе со своими приусадебными участками и хозяйственными постройками значительную территорию. В итоге, средняя плотность застройки всей выделенной урбанизированной территории (собственно город вместе с пригородной зоной) резко падает. Теряется главное достоинство города,  – компактность застройки, высокая плотность заселения, существенная экономия территории (географического пространства).

Значительная часть застройки пригородной зоны, как правило,  обеспечивается некоторыми видами систем жизнеобеспечения, характерными для города, (водопровод, канализация, газификация). Но протяженность инженерных систем коммуникации относительно каждого жителя здесь получается выше, чем в городе. Это означает рост относительных потерь на доставку коммунальных услуг каждому жителю.

Часть пригородной застройки бывает не оборудована коммунальными удобствами, поэтому проживание в таких домах не обеспечивает тот комфорт, то  качество и удобство жизни, которое характерно для города. В таких домах сохраняется автономная организация всех систем жизнеобеспечения. Домовладение в пригородной зоне оказывается устроенным по патриархальному принципу самообслуживания. В нем организуется свой автономный источник водоснабжения (колодец, артезианская скважина), своя система утилизации сточных вод (выгребные ямы, компостные ямы), своя система отопления. Таким образом, работающие на предприятиях города жители города и его пригородов, находятся по отношению к постоянным жителям города в неравных условиях по уровню бытового и коммунального обслуживания. Это признак социальной несправедливости и потенциальный источник социальной напряженности. Это искажает один из основных принципов организации городской жизни, – достижение для ВСЕХ жителей  определенного стандарта жизнеобеспечения, принятого единого уровня комфорта.

Географическая удаленность города от сельской местности, наоборот, больше оберегает эту же сельскую местность от демографического давления, от городской скученности и тесноты. Город оберегает эту сельскую местность. Если бы город за счет распространения своего обширного пригорода превратился в почти сплошную одноэтажную застройку, то зеленых пространств стало бы меньше. Было бы утрачено основное преимущество городской организации жизни, а самой природе был бы нанесен непоправимый ущерб.

ОБРАЗ ЖИЗНИ ОБИТАТЕЛЕЙ СУПЕРГОРОДОВ

Изложенная выше структура расселения СГ (города без пригорода) предполагает принципиальное изменение всего образа жизни горожанина. Постоянный обитатель супергорода по необходимости должен организовывать, устраивать свою жизнь не так, как житель небольшого или среднего города и, даже не так, как житель современного разбросанного по территории мегаполиса. Из образа жизни обитателя супергорода по необходимости уйдут все элементы патриархальной (сельской) организации жизни, которые по-прежнему еще присутствуют в образе жизни населения современных городов и мегаполисов.

Характерная черта патриархального жизнеустройства, вызванная сельским образом жизни, — ориентация на преимущественную автономность жизнеобеспечения. Каждая семья здесь, создавая для себя обособленное домовладение, самостоятельно заботится о своем жилище, заготавливает запасы продуктов, организует питание, самостоятельно решает свои транспортные проблемы за счет использования индивидуальных видов транспорта (лошадь, повозка, экипаж, велосипед, мотоцикл, автомобиль, трактор), самостоятельно решает весь комплекс бытовых проблем.

Для большинства жителей современных крупных российских мегаполисов (например, — Москвы) характерно обладание так называемым распределенным жильем [8], – городской квартирой, гаражом  и дачей. Отсюда с неизбежностью возникает  жизнь на два дома, с принципиально разными системами организации жизни, — городской и сельской. Для горожан стали  обычными с весны до глубокой осени регулярные (еженедельные) поездки на дачу, садовый участок и обратно. Это  по необходимости  устанавливает и свой специфический баланс времени, и схему распределения хозяйственной активности, и структуру семейного бюджета. Современные россияне мечутся между квартирой, дачей и гаражом. По выражению С. Кордонского  [8], «отдыха как такового вообще не существует, вместо отдыха есть смена рода деятельности или дачный загул,  – с баней, водкой, дракой и другими развлечениями очень уставших людей».

Образ жизни горожанина крупного мегаполиса Западного мира (Западная Европа, США) отличен от российского. Существенная часть официальных горожан здесь не живет собственно на территории города. Состоятельные люди в своем подавляющем большинстве живут в загородных домах и перемещаются в город на собственном автомобиле. Пригородная зона, застроенная отдельными, большей частью малоэтажными,  особняками, занимает значительную часть территории, условно причисляемой к территории большого города (Большой Лондон, Большой Нью-Йорк). Часть периферийных районов таких городов занята так называемыми трущобами, — зонами расселения маргинальных слоев населения, проживающих в домах с низким качеством коммунального и бытового обслуживания.

В супергородах  будущего, в отличие от современных крупных мегаполисов,  его обитатели живут, работают и отдыхают в границах собственного супергорода.

При такой концепции заселения и образа жизни существенно меняется структура пассажирских потоков внешних транспортных узлов СГ.   Устраняются ежесуточные пригородные перевозки маятниковых мигрантов, увеличивается удельный вес сезонных перевозок на дальние расстояния и, весьма вероятно, вырастут перевозки выходного дня на средние расстояния (до 600-800 км.).

Проживание в особняках распределенного пригорода современного мегаполиса приводит к необходимости большинству этих жителей решать свои транспортные проблемы за счет самообслуживания, т.е. путем использования автомобилей индивидуального пользования. Когда множество таких автомобилей начинает перемещаться по направлению к городу и обратно, возникают всем известные заторы (пробки) и все негативные проблемы, с ними связанные. Наплыв автомобилей в центральные районы города вызывает пробки еще большего масштаба и продолжительности. В результате полностью утрачивается главное преимущество крупного города, – минимизация транспортных потерь времени.

Жить в  городе небоскребов, супергороде нового поколения,  таким же образом, как и в обычном городе с панельными пятиэтажками, где есть лоджии и  балконы, во дворах домов чистят ковры,  играют дети, стоят личные автомобили и выгуливают собак,  будет невозможно.  Город небоскребов будет диктовать свои достаточно жесткие требования к технологии и организации жизнеобеспечения [5]. Супергород с небоскребами по необходимости станет «великим уравнителем» для всех его жителей в сфере быта и домашнего хозяйства.

Патриархальные технологии самообслуживания будут в СГ естественным образом вытесняться индустрией бытового обслуживания. Даже если традиционные технологии самообслуживания станут широко использовать достижения  индустриализации, они все равно не в состоянии конкурировать с новой индустрией быта, которую принесет с собой город небоскребов.

ЧИСЛЕННОСТЬ И ПЛОТНОСТЬ  ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Показателем концентрации проживающего населения в городах является плотность населения, т. е.  количество проживающего населения (в тысячах человек) на единицу официальной площади города (на квадратный километр площади).  Для СГ будущего будут характерны большие величины этой плотности.  Именно по значениям этой плотности проживания и застройки можно супергорода будет отличить от просто сверхбольших городов и мегаполисов нашего времени.

Плотность населения в Москве сейчас 7,9 тысяч человек на один кв. километр. Это не самая большая плотность для современных мегаполисов.   Плотность населения в Париже — 32 тысячи жителей на один кв. километр, в Гонконге — 25 тысяч, Нью-Йорке — 13,2. Эти цифры касаются средней плотности расселения по всей территории города. По отдельным зонам плотность может существенно отличаться от средней величины. Так, в центре Москвы плотность населения составляет 16 тысяч человек на кв. км., т.е. столько же, сколько в Токио [6]. Наибольшая плотность населения отмечается в таких городах, как Лагос и Джакарта [1]. Здесь эта плотность превышает 40 тысяч человек на кв. км. [9]. Но в этих городах такая плотность достигается не за счет повышения этажности с сохранением необходимого городского стандарта качества жизни, а за счет скученности населения, которое ютится в трущобах, таких, как фавелы в городах Бразилии   (Сан-Паулу и  Рио-де-Жанейро).

В условиях СУ потенциально может быть достигнута плотность населения, значительно превышающая величину 40 тысяч на кв. км., но при этом всем жителям будет гарантирован требуемый комфорт и удобство проживания согласно принятым мировым нормам. Города стомиллионники могут по предварительным оценкам иметь плотность расселения до 100 тысяч жителей на один квадратный километр площади. При достижении такой плотности, например, на территории современной Москвы может быть размещено около 100 млн. человек, т.е. две трети населения сегодняшней России.

В таблице 1 даются взятые из [1]  показатели численности населения некоторых крупнейших городов мира.

Таблица 1.

Население крупнейших городов Мира [1]

 

№ п\п Город Страна Население на

1994 год

Прогноз численности населения на 2015 год
 

1.

Осака-Коба-Киото Япония 10 585 000 10 600 000
2. Джакарта Индонезия 11 017 000 21 200 000
3. Сеул Южная Корея 11 451 000 13 100 000
4. Калькутта Индия 11 485 000 17 600 000
5. Пекин Китай 12 030 000 19 400 000
6. Лос-Анжелес США 12 232 000 14 300 000
7. Мумбаи Индия 14 496 000 27 400 000
8. Шанхай Китай 14 709 000 23 400 000
9. Мехико Мексика 15 525 000 18 800 000
10. Сан-Паулу Бразилия 16 271 000 20 800 000
11. Нью-Йорк США 16 271 000 17 600 000
12. Токио-Йокохама Япония 26 518 000 28 700 000

 

НЕБОСКРЕБЫ – ОСНОВНОЙ ТИП ЗДАНИЙ СУПЕРГОРОДОВ

Единственный путь повышения плотности застройки городов — это повышение этажности зданий. Современные города, как правило, застроены зданиями разной этажности. Так, город Москва сейчас застроен домами  от одного до сорока этажей. По оценке Б.В. Оськина средняя этажность Москвы составляет сейчас 14 этажей [6], что соответствует высоте над поверхностью земли в 50 метров.   Это высота освоенного для проживания в городе пространства (обитабельного пространства). По расчетам Б.В. Оськина,  человечество может освоить для комфортного проживания пространство над поверхностью земли высотой до 1000 метров. Это соответствует зданию в 350-400 этажей.

Супергорода со зданиями повышенной этажности и высокой плотностью застройки будут, по всей вероятности, появляться в  странах с большой плотностью населения, интенсивно развивающимся производством при остром дефиците площадей с плодородным почвенным слоем, выделяемым для сельского хозяйства. Это, в основном, страны Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока.

Доступные сведения по высотным зданиям позволяют составить представления об их высоте и этажности. Высота небоскребов указывается чаще всего с высотными надстройками (шпилями, телевизионными башнями). Это вызвано существующей в градостроительстве атмосферой соревнования в достигнутой высотности возведенных зданий.

В среднем  практика реального строительства высотных зданий дает следующие данные: 80-этажный дом имеет высоту в 200 метров, 250- этажный дом  может иметь высоту 600 метров.

В Дубаи построено здание в 160 этажей высотой 700 метров («Burj Dubai»). В составе шести высоток, которые предполагается построить в этом городе к 2015 году, будет и небоскреб высотой 180-200 этажей («Al Burj»). В Абу-Дабе планируется построить гостиницу-небоскреб высотой в 800 метров с количеством этажей — 300.

Из спроектированных на бумаге небоскребов пальму первенства по высотности имеет небоскреб X-Seed, разработанный японской фирмой Taisei [10]. Высота небоскреба достигнет 4 км. В нем будет проживать от 500 тысяч до 1 млн. человек.

В Москва-Сити (в районе Нового центра) для Мэрии и Правительства Москвы строятся небоскребы комплекса «Федерация»,  состоящего из двух башен «Восток» и «Запад» высотой соответственно в 93 этажа и  62 этажа. Высота самой высокой башни «Восток» составит 354 метра, а со шпилевой частью — 448 метров. Это будет самая высокая башня в Европе (приводимые по комплексу данные взяты из сайта. [11).

При общей площади застройки комплекса «Федерация» в 10 000 кв. м.,  он будет иметь суммарную полезную площадь помещений в 423 000 кв. м. Это означает, что коэффициент использования городской территории составит для этого комплекса 42,3.

Общая площадь всех офисных помещений в обеих башнях и в стилобатной части составит 189 800 кв. метров, в них можно разместить не менее 40 тысяч человек. В гостиничных номерах комплекса при их общей площади 103 тысячи кв. м. может быть размещено не менее 5 тысяч человек. В апартаментах комплекса, имеющих общую площадь 78 500 кв. м., может быть поселено не менее 3-х тысяч человек. Таким образом, всего на территории комплекса «Федерация» может одновременно поместиться 48 тысяч человек.

Самая высокая башня в Европе появится недалеко от башен комплекса «Федерация», — это высотное здание «Россия». Это будет комплекс из 3-х объединенных башен высотой 640 метров с количеством этажей 120.  Площадь всех помещений башен при занимаемой территории застройки в 2,4 га составит 400 тысяч кв. метров. Таким образом, для данных строений коэффициент использования территории города составит 16,8.

Распространяя (чисто гипотетически)  плотность расселения комплекса «Федерация» на всю территорию города,  получим  плотность заселения территории воображаемого супермегаполиса в 4 800 тысяч человек на один квадратный километр (т.е. 4 млн. 800 тысяч человек на кв. км.). При такой плотности заселения на территории современной Москвы может быть поселено 4 миллиарда 800 млн. человек. Это все население Китая, Индии, Японии, всей Юго-Восточной Азии и России.

Если же  застройку новыми домами такой же этажности (60-100 этажей) провести в пределах площади фундаментов существующих зданий (это около 20 кв. км., или всего 1/50 часть территории города), то население Москвы может быть увеличено не менее, чем в 10 раз, т.е. оно может составить 90-100 млн. человек (вот он город стомиллионник). Это больше половины населения РФ. Конечно, это чисто гипотетические оценки, которые только позволяют показать теоретически возможный потенциал расселения при суперурбанизации.  Реальных перспектив превращения Москвы в Супермегаполис, как будет показано ниже, не существует.

ВЫСОТНОСТЬ ЗДАНИЙ И ПЛОТНОСТЬ РАССЕЛЕНИЯ

Рассмотрим специально соотношения между высотностью зданий и достижимой плотностью застройки территории. Увеличение плотности застройки за счет повышения этажности зданий имеет определенные ограничения, а соотношение между этими двумя величинами не является таким простым, как представляется. Рост этажности зданий затрудняет их естественную  освещенность, создает явления, называемые «каменными джунглями». Скученные небоскребы могут вызвать у жителей гнетущее настроение от созерцания глубоких колодцев, в которых с трудом пробивается солнечный свет  и едва проглядывается небо. Общепринятое требование  обеспечения необходимой естественной освещенности заставляет при застройке оставлять определенные расстояния между зданиями. Чем выше дома, тем дальше они должны отстоять друг от друга. Это является ограничивающим фактором в стремлении повысить плотность расселения за счет повышения этажности. В работе [7] было показано, что стремление повысить плотность застройки за счет повышение этажности имеет определенное ограничение. Соотношение между средней плотностью заселения территории некоторого условного города, т.е. среднее количество постоянно проживающих жителей на одном квадратном километре территории (в тыс. человек на кв. км.)  Рн и средней этажностью зданий N имеет определенный оптимум (см. рис. 1).  На приводимом ниже рисунке (рис. 1) показана зависимость средней величины свободной от застройки территории города, приходящейся на одного человека s, от этажности зданий. Этот показатель определяет в некоторой степени комфортность существования человека на застроенной территории. Эта территория выделяется для устройства тротуаров, пешеходных дорожек, скверов и площадей, спортивных и детских площадок.

Рис. 1.

Зависимость плотности заселения Рн и свободной площади на одного жителя s от средней этажности зданий N

Обозначения:

_________Плотность заселения Рн (тысяч жителей на один кв. километр площади городской территории)

_________ S (свободная площадь на одного жителя, в кв. метрах на одного жителя)

Как видно из приведенных графиков, зависимость Рн от N имеет явно выраженный максимум. Таким образом, при соблюдении принятых правил инсоляции за счет только повышения этажности не удается безгранично повышать плотность расселения. Дальнейшее повышение величины этой плотности может быть достигнута путем снижения требований по инсоляции или за счет применения специальных градостроительных решений. К таким решениям можно отнести

  • группировку нескольких высотных зданий в компактные комплексы, внутри которых применяются более ограниченные требования по инсоляции (здания размещаются ближе друг к другу),
  • формирование высотных комплексов из нескольких разно этажных зданий,
  • применение специального функционального зонирования многоэтажных зданий по высоте.

Последнее решение, в частности, может заключаться в том, что на нижних, менее освещенных естественным светом этажах, могут размещаться производственные или офисные помещения, а на более высоких, лучше освещенных  этажах, могут размещаться жилые помещения.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОФИЛЬ СУПЕРГОРОДОВ

Супергорода, которые  появятся в период СУ, будут по своему «хозяйственному профилю» неизбежно комплексными. Сейчас большинство городов мира имеют свой собственный более или менее ярко выраженный «хозяйственный профиль». Есть города — столицы, промышленные города, города — банковские и торговые центры. Города эпохи СУ будут по своей ориентации, по структуре основной деятельности  их населения многопрофильными. Именно многопрофильность, комплексность и взаимная сбалансированность градообразующей базы может оправдать в социальном и экономическом смысле создание супергорода.

Многопрофильность промышленности супергорода позволит организовать замкнутые, безотходные комплексы производств, обеспечивающие максимальную экономическую эффективность. В таких комплексах производств будет возможно не только минимизировать потребление энергетических и материальных ресурсов, но и свести к минимуму все необходимые транспортные издержки.

В таких супергородах будут созданы необходимые условия для удовлетворения всех основных потребностей его жителей. Здесь будет все для жизни, работы, учебы, лечения и отдыха людей. Принципиально важно, что в таком городе должна существовать современная и развитая система рекреации, т.е. отдыха и развлечения для его жителей, чтобы не возникала острая необходимость еженедельного выезда на отдых за пределы города. Все необходимое для полноценного отдыха должно существовать в самом городе. Это не значит, что жители города будут обречены на принудительное затворничество в стенах своих небоскребов. Развитая сеть линий магистрального транспорта, которыми СГ будет связан с другими городами, регионами и частями света позволят любому жителю СГ без труда объехать весь мир, выезжать на отдых в любую точку мира, свободно путешествовать по миру.

Комплексность, возможно, будет касаться не только городов в целом, как законченных урбанизированных регионов, но и отдельных высотных зданий или комплексов таких зданий, которые будут составлять основу застройки новых супергородов. Эта тенденция начинает устойчиво проявляться в новых застройках современных городов, в частности, в Москве. Часто новые здания выполняются как административно-жилые, торгово-административные или другие комплексные здания. В этих зданиях совмещаются в рамках одного строения помещения разных функциональных назначений — жилые, административные, производственные, гостиничные,  торгово-развлекательные.

Это позволяет существенно экономить время населения и создает для него дополнительные удобства. В одном доме можно жить, учиться, работать, лечиться  и удовлетворять свои культурно-бытовые потребности. Это снижает нагрузку на городской транспорт, снижает потери от транспортной усталости населения, повышает качество и эффективность труда, повышает комфортность проживания.

В каждом доме (высотной башне или группе башен) может быть размещены:

места приложения труда (офисы — институты, КБ, проектные организации, органы управления),

учреждения образования и воспитания (детские сады, школы, институты, техникумы),

учреждения обслуживания (рестораны, кафе, магазины, предприятия бытового обслуживания),

гостиницы,

общежития временного проживания,

предприятия отдыха и развлечения (кинотеатры, театры, клубы, спортивные клубы, бассейны),

жилые помещения разной степени комфортабельности.

ТРАНСПОРТ СУПЕРГОРОДОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Представить себе город стомиллионник, в котором каждый второй житель имеет собственный автомобиль и на этом автомобиле передвигается по городу, просто невозможно. Подобный город существовать не может. Во-первых, в таком городе только для парковки этого количества автомобилей требуется площадь, примерно равная его суммарной жилой площади. Где бы и как бы ни хранить автомобили (в подземных автостоянках, многоэтажных гаражах-штабелерах),   необходимого для этого места в городе просто не будет. Во-вторых, при таком количестве автомобилей все транспортные магистрали будут полностью забиты автомобилями и город просто встанет. Если в городе Москве при плотности улично-дорожной сети 4,5 км. на кв. км. городской территории и количестве автомобилей 350 на тысячу жителей ситуация на дорогах критическая, то трудно представить, что будет, если количество автомобилей и жителей при той же площади города вырастет в 10 раз. Именно такое повышение плотности застройки можно ожидать в ситуации суперурбанизации и повышения высотности зданий.

Наконец, в-третьих, автотранспорт в городе с такой плотностью создаст совершенно невозможные экологические условия. Известно, что автотранспорт дает 93,7% в общем объеме выбросов вредных веществ в атмосферу. Это основной источник загрязнения атмосферного воздуха городов. Транспорт супергорода будущего по необходимости должен быть экологически чистым (т.е. электрическим) и, по возможности, — внеуличным.

Рекреационная ценность свободной от застройки территории супергорода будет непрерывно возрастать. Такая территория будет, прежде всего, использоваться для устройства озелененных зон ежедневного отдыха (скверов, садов, парков), для организации детских и спортивных площадок. Отводить такую территорию под улично-дорожную сеть для движения транспорта нужно будет только в случаях крайней необходимости. Транспорт в таком городе будет по необходимости уходить с поверхности земли. Он будет, в основном, внеуличным и массовым — метрополитен, эстакадный (скоростной трамвай, троллейбус). Не исключено, что получат широкое распространение новые виды внеуличного транспорта, наиболее приспособленные для условий супермегаполиса. К такому типу транспорта относится, например, струнный транспорт (транспорт Юницкого)  [12].

Известно, что все виды массового транспорта (МТ) требуют в 5-7 раз меньше энергозатрат, чем легковой автомобиль индивидуального пользования (ИТ) [13]. Меньше всего энергозатрат требует рельсовый транспорт (железнодорожный, метрополитен, трамвай), поскольку для этого вида транспорта минимальным оказывается сопротивление движению. К таким же показателям приближается струнный транспорт.

В супергородах будущего, имеющих высокую плотность населения и состоящих из высотных домов, транспортная инфраструктура будет существенно отличаться от традиционной. Эта инфраструктура по необходимости станет многоярусной.

В структуре перевозок супермегаполиса выделятся три крупных транспортных яруса (горизонта) — подземный, наземный и надземный.

Подземный горизонт (метрополитен) может быть представлен несколькими ярусами: традиционная сетка метрополитена, скоростное экспрессное метро глубокого заложения, легкое метро. Рациональным станет устраивать вход в подземные вестибюли метрополитена из помещений высотных зданий (или комплексов высотных зданий) через их стилобатные блоки. В идеале каждый небоскреб будет иметь свой вход в действующую сеть метрополитена.

Наземный горизонт городского транспорта будет включать уличный транспорт (такси, специальный транспорт, служебный транспорт) и массовый транспорт (скоростной трамвай, автобус) на обособленной полосе движения, включая мосты, эстакады,  тоннели и выемки.

Горизонт надземного транспорта может также включать несколько ярусов – ярусы эстакадного, струнного или  канатного транспорта. Между отдельными высотными зданиями могут устраиваться  пешеходные крытые галереи,  оборудованные эскалаторами, травалаторами или движущимися тротуарами.

Значительное место в транспортной инфраструктуре СМП займет вертикальный транспорт. Лифтовое хозяйство высотных зданий организует транспортную магистраль вертикальных перемещений в здании, а также составляет важный элемент конструкции всего здания. Большая высотность зданий требует организации определенного числа лифтов большой грузоподъемности и емкости [14]. В таких зданиях предусматривается несколько групп лифтов и лифтовых холлов. Лифты обычно делятся на обычные и скоростные.

Оценим на примере вышеуказанного комплекса «Федерация» очень важные для таких высотных зданий возможности вертикального транспорта (лифтов), которым будет оборудоваться данный комплекс.  Башня «Восток» будет иметь 36 лифтов, башня «Запад» — 17 лифтов. Таким образом, на каждый лифт в среднем приходится  900 человек, размещаемых в данном комплексе. Если вместимость лифта составит 12 человек, то для единовременной перевозки всех 900 человек лифту потребуется 75 поездок.  При среднем обороте лифта в 1 минуту для развоза всех пассажиров потребуется 1 час 15 минут. Положим, из апартаментов башни «Восток» требуется экстренно эвакуировать всех жителей (1 900 человек), то для этого всем 36 лифтам потребуется сделать 4,4 ездки, или не более 5 минут.

Все лифтовое хозяйство комплекса обеспечивает пассажиропоток в 38,4 тысяч человек в час, что сопоставимо с пассажиропотоком отдельных линий метрополитена.

В городе Мельбурн (Австралия) стоит самый большой на сегодня жилой дом-небоскреб в 90 этажей высотой в 300 метров. Скоростные лифты в этом здании обеспечивают подъем на последний этаж за время в 40 секунд (скорость движения лифта — 450 метров в минуту, или 27 км. в час). Это не самые скоростные лифты небоскребов. В указанном в таблице 2 высотном здании в столице Тайваня («Тайбей-101») лифты имеют скорость 63 км. в час, что позволяет им поднять посетителей на 89-ый этаж за 39 секунд.

РАЗМЕЩЕНИЕ СУПЕРГОРОДОВ БУДУЩЕГО

Где могут в будущем размещаться супергорода, какие требования предъявляет супергород  к системам своего жизнеобеспечения и как он будет воздействовать на окружающую природную среду?

Начнем с систем жизнеобеспечения СГ. Важнейшими среди систем жизнеобеспечения любого города являются  инженерные системы, среди которых  выделяются системы энергообеспечения (электро- и тепло- обеспечения), системы водоснабжения и водоотведения. Для супергородов будущего требования к мощности, устойчивости работы, надежности и безопасности этих систем становятся также супервысокими.

Оценить количественные показатели систем жизнеобеспечения супергородов будущего можно, например, путем экстраполяции  показателей такого города, как Москва,   на возможную численность населения СГ.

Город Москва сейчас обеспечен мощностью электроснабжения в обычные периоды 15,6 млн. квт, а в пиковые — 16,4 млн. квт. Это означает в среднем обеспечение одного жителя электрической мощностью в объеме 1,5-1,6 квт. Высотное стоэтажное здание с количеством жителей 10 тысяч потребует для обеспечения функционирования мощности 16 тысяч квт (16 Мвт).  Город стомиллионник потребует для  энергообеспечения примерно 160 млн. квт мощности. Это более чем в три раза превышает сегодняшнюю суммарную мощность всех гидроэлектростанций России (45 млн. квт). Сегодняшняя степень освоения наличных гидроресурсов РФ составляет 20%, таким образом,  всего объема гидроресурсов РФ при их полном освоении едва хватит на снабжения двух городов стомиллионников. При средней мощности одной тепловой электростанции конденсационного типа (ГРЭС)  в 4,5 гигаватт (4,5 млн. квт) для снабжения одного такого города стомиллионника потребуется не менее 35 подобных электростанций.

Таким образом, проблема энергоснабжения супермегаполиса является исключительно сложной.  Ее решение требует качественного скачка в развитии всей электроэнергетики. Необходимо будет создавать  экономичные электростанции разных типов (теплоэлектроцентрали, тепловые электрические станции конденсационного типа, атомные электростанции) особо большой мощности (более 10-20 млн. квт) и осуществлять электроснабжение города по комплексной схеме. Всю тепловую и часть электрической энергии, вероятно, нужно будет производить на собственных электростанциях супермегаполиса (тепловых и атомных). Оставшуюся часть электроэнергии нужно будет получать по линиям электропередач от удаленных тепловых, атомных и гидроэлектростанций, включенных в единую энергосистему.

Можно ожидать, что к предполагаемому сроку создания городов стомиллионников будет решена проблема производства электроэнергии на атомных электростанциях нового поколения, использующих замкнутый ядерный топливный цикл на основе реакторов на быстрых нейтронах.

Создание автономных систем энергообеспечения для отдельных высотных зданий (небоскребов) на постоянной основе неэффективно, бессмысленно и бесполезно. Кроме того, это просто нереализуемо в условиях массовой высотной застройки. Автономные системы, например, на базе газотурбоэнергоагрегатов могут быть использованы только в аварийном режиме. Ведь все эти автономные системы энергоснабжения нуждаются в топливе (газ, мазут, солярка, уголь). Таким образом, надежность работы этих автономных энергоагрегатов будет определяться надежностью систем снабжения топливом. Из перечисленных видов топлива реально единственно приемлемым для питания автономных энергоагрегатов является газ. Для обеспечения устойчивого снабжения газом этих агрегатов в городе необходима развитая сеть газопроводов высокого и среднего давления. Само по себе это достаточно сложная техническая задача. Главное же, что сделает невозможным широкое распространение автономных энергоагрегатов в СМП – прогнозируемое скорое исчерпание запасов природного газа. В такой ситуации главным видом топлива в тепловой энергетике станет уголь. Но уголь как топливо для автономных энергоагрегатов, распределенных по всей территории города, является для условий города совершенно неприемлемым как ввиду очевидных экологических ограничений, так и из-за громоздкости и неудобства регулярной доставки и хранения запасов угля.

Не меньшую сложность представляет проблема водоснабжения и водоотведения для супермегаполиса. Для иллюстрации этой сложности опять воспользуемся приемом экстраполяции данных водопотребления Москвы на ситуацию города стомиллионника. По данным [15] суточное потребление города Москвы в 1994 году составило 6,5 млн. кубических метров при официальной численности населения в 8,5 млн. человек (среднее условное водопотребление на человека — до 800 литров в сутки). Если принять среднее душевое водопотребление 500 литров, то для стомиллионника получаем суточное водопотребление 50 млн. кубометров. Это более, чем в  пять  раз превышает суточный сток  Москва реки. По этому показателю город Москва не имеет никаких шансов в будущем превратиться в Супермегаполис с населением порядка 100 миллионов.

Поскольку для крупных городов  реальным источником водоснабжения являются воды поверхностного стока (крупные озера, водохранилища, наполняемые реками или водозаборы крупных рек), то супергорода будут возникать на базе сегодняшних городов, расположенных по берегам крупных рек, озер, либо вблизи от  них. Не выгодно располагать такие города в верховьях и даже в среднем течении рек. Ведь при таком размещении супергорода,  сточные воды, сбрасываемые в реку даже после совершенных систем водоочистки, будут существенно влиять на экологию этих рек на всем  нижнем течении вплоть до устья рек.

Наиболее перспективными и рациональными для выбора мест размещения СМП являются устья этих рек, вблизи берегов морей и океанов.  В пользу этой точки зрения говорят следующие соображения. Расположение вблизи берегов океанов и морей облегчает решение транспортной проблемы сбыта готовой продукции предприятий градообразующей базы и поставок необходимых материалов, сырья, товаров и оборудования для жизнедеятельности города. Отведение использованных и очищенных сточных вод супергорода через устья рек сразу в воды моря или океана является наиболее экологически обоснованным решением, учитывая высокую биологическую активность морских вод по освоению стоков.  Исключается возможность попадания возможных элементов загрязнения сточных вод в системы водоснабжения расположенных ниже по течению городов и других населенных пунктов.

Города, расположенные в устьях крупных рек, будут стягивать к себе производство, расположенное в бассейне этих рек, и население, проживающее  здесь, в том числе и выше по течению, что будет благоприятно в экологическом смысле  сказываться на ситуации во всем регионе. Во всем бассейне реки восстановится естественная природная среда, что в свою очередь повысит питьевое качество воды в устье рек, используемой, в том числе и в системе водоснабжения супергорода.

В приводимой ниже таблице 2 приводятся в качестве иллюстрации данные по некоторым крупным рекам мира и городам, расположенным  вблизи их устья, где в перспективе могут формироваться супергорода нового поколения. Данные по стокам (расходам) рек взяты из [16].

Таблица 2.

Некоторые крупные реки Мира и города в их устье — возможные площадки для формирования супермегаполисов стомиллионников

 

№ п\п Континент Страна Река Величина расхода

куб. метров в секунду

Город

вблизи устья

Доля в общем объеме расхода, отбираемая для водоснабжения стомиллионного города
1. Европа РФ Волга 7719 Астрахань 0,029
2. Европа РФ Дон 935 Ростов-на-Дону 0,24
3. Европа РФ Нева 2530 Ленинград 0,091
4. Европа РФ Сев. Двина 3490 Архангельск 0,066
5. Европа Украина Днепр 1700 Херсон 0,135
6. Европа Румыния,

Молдавия

Дунай 6430 Измаил 0,035
7. Европа Польша Висла 1030 Гданьск 0,224
8. Азия РФ Амур 10900 Николаевск-на-Амуре 0,021
9. Азия КНР Янцзы 34000 Шанхай 0,0068
10. Азия КНР Хуанхэ 1500 Тяньцзинь 0,154
11. Азия Вьетнам Меконг 14800 Хошимин 0,0156
12. Азия Мьянма Салуин 5700 Моутама 0,040
13. Азия Ирак Ефрат 840 Басра 0,275
14. Азия Индия

Бангладеш

Ганг 13000 Калькутта

Дакка

0,0177

0,0177

15. Африка ОАЕ Нил 2600 Каир 0,089
16. Африка Конго Конго 39000 Киншаса 0,0059
17. Африка Нигерия Нигер 12000 Порт Харкорт 0,019
18. Африка Мозамбик Замбези 1600 Шинде 0,144
19. Сев. Америка США Миссисипи 19000 Новый Орлеан 0,012
20. Сев. Америка Канада Св. Лаврентия 14000 Торонто

Монреаль

0,0165

0,0165

21. Южная Америка Бразилия Амазонка 220000 Сантерен 0,001
22. Южная Америка Бразилия Токантинс 16800 Тукуруй 0,0137
23. Южная Америка Аргентина Парана 17500 Буэнос- Айрес 0,0132
24. Южная Америка Аргентина Риу-Негру 29300 Ведма 0,0079
25. Южная Америка Венесуэла Ориноко 29000 Тукупита 0,0079

 

Приведенные в таблице данные показывают, что существующие естественные источники водоснабжения обладают достаточным резервом мощности, чтобы обеспечить водоснабжение супергородов будущего.  В выделенных узлах СУ может в перспективе проживать основная часть населения планеты. Так, только в выделенных в таблице пяти супергородах Южной Америки может проживать население, более чем в 1,5 раза превышающее настоящее население всех стран этого континента.

Рассматривая весь мировой процесс урбанизации, можно констатировать, что ускоренными темпами идет процесс так называемой «приморской урбанизации» 17], определяющий явный сдвиг населения к океану. К началу 21 века в пределах приморской зоны концентрировалось 45% городов мира с населением более 100 тысяч человек.  В пределах 200-километровой приокеанической зоны сконцентрировано 65% всех городов-миллионеров Земли, в том числе более 80% городов с населением болеем 3 млн. человек. Важнейшие мегаполисы Мира тоже тяготеют к побережьям морей и океанов.  Уже 3\4 так называемых «глобальных городов» являются ядрами мировых приморских агломераций. Итак, в Мире уже установился устойчивый процесс тяготения интенсивной урбанизации к берегам морей и океанов.

Для России существует  еще один, может быть самый важный фактор, который будет определять  районы будущего ускоренного и интенсивного урбанизационного развития в направлении на Восток, к Тихому океану. Действие этого фактора будет реально приводить к интенсивной и быстрой концентрации больших масс населения в супергородах, появляющихся и растущих в этом районе. Этот фактор – экономический, под которым будем понимать концентрацию человеческой производственной активности, продуктивной деятельности. Именно острая объективная потребность в деятельности, в производственно-технической активности будет притягивать в эти районы людей как магнитом. Такая активность возникает тогда, когда в государстве осознается потребность реализации крупных геостратегических проектов в определенных территориях. Эти проекты должны восприниматься народом и властями как жизненно необходимые, жизнеспасительные для государства, нации.

Для России перспективными с рассматриваемой точки зрения являются города ее северо-запада (Ленинград и Архангельск) и Дальнего Востока (Николаевск на Амуре, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск и Владивосток). У Владивостока реальные перспективы суперурбанизационного развития появятся, если будет решена проблема его водоснабжения, например, за счет строительства водовода от реки Амур. В итоге в  перспективе в России  может сложиться два мощных центра экономического развития — Северо-западный и Дальневосточный, в которых может проживать до 500 млн. человек. В этой ситуации усиливается актуальность организации высокопроизводительного транспортного коридора Запад-Восток через территорию России на базе транссибирской железнодорожной магистрали. Перспективы освоения этого коридора и связанного с этим экономического и научно-технического развития обсуждаются, в частности, в работе Ю. В. Громыко и Ю.В. Крупнова [18].

ПРОБЛЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДОВ С ВЫСОТНЫМИ ЗДАНИЯМИ

Особую заботу при строительстве супергородов стомиллионников должна вызывать проблема обеспечения безопасности. Трагедия 11 сентября 2001 года со зданиями всемирного торгового центра в Нью-Йорке ставит эту проблему на одно из первых мест. Здесь же можно упомянуть трагическую судьбу высотного  здания «Виндзор» в Мадриде, полностью сгоревшего при пожаре в 13 февраля 2005 года. По счастливой случайности жертв в результате этой трагедии не было, поскольку здание находилось в ремонте. Пожар начался на 21 этаже, возможно, из-за короткого замыкания. Через три часа пожара из-за сильной жары металлические конструкции не выдержали и начали плавиться. Здание разрушилось практически полностью. Усилия пожарных не смогли спасти здание и сосредоточились на том, чтобы только спасти соседние здания.

Конструкция высотных домов, организация их размещения и функционирования должны предусматривать меры по обеспечению быстрой эвакуации населения зданий, предупреждения пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. Особые требования будут предъявляться к надежности функционирования всех систем жизнеобеспечения.  Отключение даже на короткое время электроснабжения, водоснабжения или отопления может вызвать самые тяжелые последствия для обитателей таких зданий.

Наибольшую опасность представляют возможные пожары. В этой ситуации неизбежно возникнет проблема как с эвакуацией жителей задания, особенно с верхних этажей, так и с тушением пожара.

Следует также учесть возможные чрезвычайные ситуации (ЧС) природного и техноприродного характера, например, землетрясения (обширные или локальные), ураганы, смерчи.

Пожаростойкость высотных зданий должна быть обеспечена, прежде всего,  конструктивно-техническими средствами. В перечень этих средств входит абсолютное исключение огнеопасных материалов, исключение использования газа для бытовых целей, использование многоуровневой и абсолютно надежной системы защиты электрических сетей от перегрузки, коротких замыканий и снижения стойкости изоляции. Необходимость использования нагревательных приборов для бытовых целей (например,  для приготовления пищи) в жилых помещениях должна быть сведена  к минимуму за счет развитой, доступной и удобной  системы общественного питания в каждом высотном здании. На различных технических и жилых этажах здания должны быть предусмотрены  все требуемые средства пожаротушения.

Безопасность зданий и возможность быстрой и надежной эвакуации жителей при чрезвычайных ситуациях должна быть обеспечена несколькими путями, включая  конструктивные и архитектурные решения.

Любое отдельно стоящее высотное здание башенного типа уязвимо с точки зрения безопасности. Проблемой является экстренная эвакуация людей из верхних этажей через вертикальную лифтовую транспортную магистраль, если часть здания на определенных этажах охвачена пожаром. Показательным примером такой ситуации являлся пожар в зданиях Всемирного торгового центра, произошедший после террористического акта 11 сентября 2001 года. Конструктивным выходом из таких ситуаций может быть объединение нескольких высотных зданий в группы (комплексы) близкорасположенных зданий, связанных между собой на разных уровнях пешеходными крытыми галереями. Например, две высотные башни комплекса «Петронас Тауэрс» в городе Куала-Лумпур (Малайзия) соединены на высоте 58,4 метра крытой галереей длиной 170 метров. Кроме того, эти комплексы могут быть связаны между собой и с другими далеко отстоящими высотными комплексами различного типа надземным транспортом (эстакадным, струнным, канатным).

О «ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ» СУПЕРГОРОДА

Будут ли города эпохи СУ иметь «человеческое измерение»? Как психологически будет население воспринимать супергород, состоящий из множества высотных зданий? Естественными оказываются сомнения в ощущении комфортности проживания людей в таких «каменных джунглях». Утверждают о том, что у жителей верхних этажей небоскребов могут возникать психические расстройства, страхи высоты, ощущения тревоги и неуверенности. Для всех этих сомнений есть основания.

Серьезной критике подвергается идея распространения городов с  небоскребами со стороны экологических, природоохранных движений всех направлений. Город небоскребов называется вертикальным гетто, каменным мешком, оказывающим угнетающее воздействие на человека. Такие города справедливо обвиняют в излишней унификации облика и планировочной структуры, стандартизации силуэтов зданий и городских ансамблей [19]. Высотные здания, которые появляются в исторически сложившихся городах в результате действия метода «точечной застройки», искажают традиционный силуэт и панораму города. Новый облик городов с высотной застройкой формируется стихийно, без учета региональной и национально-культурной специфики. Отсюда возникает ощущение отчужденности жителя от городской среды.

Проблема отчуждения человека от города возникает в социально-психологической сфере, она имеет экономическую и социальную природу. Чужим для человека может стать и одноэтажный город, утопающий в зелени, и уединенная деревня.

Следует здесь, прежде всего, подчеркнуть, что любой город будет иметь тем больше оснований именоваться человеческим, чем более комфортной и благоустроенной будет  в нем жизнь для людей. Другими словами, это означает удовлетворение основных жизненных потребностей человека в этом городе. Современный город с «человеческим лицом» должен, прежде всего, четко работать как большая, отлаженная машина жизнедеятельности.

Конечно, любой город, в том числе и сверхбольшой, — это не только  мегамашина жизнедеятельности людей. Это еще и феномен национальной и общечеловеческой культуры. Существует  точка зрения, что город — это и «символ этнонационального пространства», у него есть сакральная составляющая, он имеет особое «культурно-цивилизационное измерение» (пятое измерение) [3]. Это представление больше всего относится к исторически сложившимся городам, ставшим  памятниками истории и культуры.

Создавая новые города, человек  активно создает на Земле свою собственную среду обитания, приспособленную под его потребности. Пару столетий назад человек никогда не жил в домах в 8-10 этажей, не перемещался под землей в электропоездах, не летал на самолетах. Многое, ранее непривычное и удивительное,  становится обыденным. Само понятие «человеческое измерение» наполняется новым смыслом. Элементом, составляющим этого «измерения» становится бытовой комфорт, удобство проживания, экономия времени при выполнении рутинных действий по жизнеобеспечению — согреть и осветить жилище, приготовить пищу, добраться в нужное место, встретиться со знакомым человеком. Супермегаполис дает все это человеку.

В супергородах будущего, так же, как и в современных мегаполисах, застроенных небоскребами, в значительной степени проявляется общечеловеческая составляющая, унифицирующая стиль и образ городской жизни, закрепляющая общецивилизационные стандарты. Крупный город неизбежно и неумолимо нивелирует национальные и религиозные  различия, размывает и уничтожает остатки родовых отношений. Возникает специфическая для всех городов Мира общегородская культура (в области быта,  языка, этики и морали), вызванная общими условиями жизни.  Уже сейчас почти все крупные города Мира в определенной степени похожи друг на друга. Люди в разных странах мира, попадая в мегаполис, подвергаются воздействию одних и тех же особенностей человеческого общежития. В итоге постепенно  стираются  грани,  разделяющие  людей, мешающие взаимопониманию. Город формирует коммунальное мировосприятие, культивирует элементы общественной психологии. Это диктуется не идеологией, а самими условиями городской жизни. Супермегаполис расширяет во много раз человеческие контакты, позволяет человеку обмениваться мыслями и впечатлениями с другими людьми в темпах, в сотни раз превосходящих прежние традиционные. Все это глубоко прогрессивное явление. Под напором городской культуры со сменой поколений размываются национальные и религиозные различия. Естественным путем формируется новая общечеловеческая цивилизация супериндустриальной эпохи.

Неумолимый факт унификации стиля, организации и технологии  городской жизни не отменяет всеобщего стремления к элементам непохожести, своеобразия, стремления к сохранению самобытности архитектурного облика и к созданию запоминающихся силуэтов у каждого нового города, возникшего в эпоху суперурбанизации. Проектировщики и строители супергородов нового поколения располагают всеми реальными возможностями гармонично встроить силуэт и облик города в окружающий ландшафт, соразмерить визуальный образ нового города с естественно-природным пейзажем. Если проектировщики и строителями владеют всем богатством национальной культуры, то всегда можно выразить в архитектуре зданий и в планировочных решениях все своеобразие истории, культуры и традиций народов, исторически проживающих на территории урбанизационного развития.

Все защитники традиционного патриархального (сельского)  жизнеустройства критикуют стиль жизни  современных городов, обвиняют их в извечной суете образа жизни? Вспомним слова известной песни: «В суету городов и в потоки машин…». Но разве суета – это неотъемлемая черта только городского образа жизни? Суету можно устроить и при деревенской жизни. В человеческой суете как проявлении торопливости, беспокойства, напрасной спешки отражается общий уровень организационной культуры. Суета, таким образом, это не свойство только городской жизни, а показатель низкого уровня организованности совместного и близкого проживания большой массы людей на ограниченной территории города. В крупных городах организационные проблемы обостряются, поскольку здесь уровень взаимной зависимости всех жителей города резко возрастает по сравнению с патриархальным жизнеустройством, где каждая домашняя ячейка зависит, прежде всего, от собственной внутренней организации жизни. Отсюда следует, что проблема создания, развития и функционирования супергородов нового поколения – это не только проблема градостроительная и производственно-техническая, но и проблема организационная, связанная с формированием новых эффективных организационных форм и технологий совместного проживания людей на ограниченной территории.

Человеческое измерение города определяется степенью «человечности», уровнем культуры заказчиков, проектировщиков и строителей этого города. Если культура и человечность отступает под натиском грубых и примитивных интересов экономической выгоды так называемых «инвесторов», то трудно рассчитывать на сохранение человеческого в облике новых супергородов будущего.

ИСТОЧНИКИ
  1. Универсальный атлас мира — М.: «Дизайн. Информация. Картография», Астрель, АСТ, 2003.
  2. Бурак П.И. Современные тенденции развития крупных городов и экономическая наука. В «Научно-информационный вестник. Москва. Выпуск шестой. Экономические решения для крупнейших городов мира. Правительство Москвы. ДЭПР. ГУП «Экономика». Москва, 2003 год.
  3. Лазарева И.В. Пятое измерение города. Труды Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), Серия «Теоретические основы градостроительства». — М.: ЛЕНАНД, 2006.
  4. Дроздов Б.В. О двух тенденциях в развитии современной цивилизации (индустриализация — деиндустриализация). www. rema.44.ru.
  5. Дроздов Б.В. Бытовое и коммунальное обслуживание в супермегаполисе (быт в городе небоскребов. ). rema.44.ru.
  6. Оськин Б.В. Архитектура пространства обитания человечества на планете Земля. Тема: «Пространство обитания человечества». -М.: Компания «Спутник», 2004.
  7. Дроздов Б.В. О городах эпохи супериндустриализации. www. rema.44.ru.
  8. Кордонский Симон. Кристалл и кисель. — М.: Модест Колеров & «Три квадрата», 2002.
  9. Сайт miraxcity.com.
  10. Сайг Lenta.ru, раздел Недвижимость от 22.08.2007.
  11. Сайт miraxcity.com.
  12. Юницкий А.Э. Струнный транспорт Юницкого в вопросах и ответах. http: //www.unitsky.ru.
  13. Блинкин М.Я., Сарычев А.В. Городской транспорт: либеральный взгляд на проблему. POLIT.ru/analytics/2005/12/07/transport.html.
  14. Фейгина Е.В. Конструктивные особенности высотных зданий. Архитектура и строительство Москвы, №4, 2006.
  15. Москва. Энциклопедия. — М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1998.
  16. Полный энциклопедический справочник. — М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2004.
  17. Проект «Развитие городских агломераций в зоне транспортного коридора Москва — Санкт-Петербург». Аналитическая записка «Транспортно-коммуникационная основа согласованного развития Москвы и Санкт-Петербурга», Солодилов В.В., ЗАО «ПетербургскийНИПИград», С-Пб, 2005. Центр стратегических разработок Северо-Запад.
  18. Громыко Ю.В., Крупнов Ю.В. Транспортное цивилизационное продвижение — конкретный сценарий развития России. Альманах «Восток», www.situation.ru.
  19. Григорьев В.А., Огородников И.А. Экологизация городов в мире, России, Сибири. Аналитический обзор. Серия «Экология», Выпуск 63. Сибирское отделение РАН, Новосибирск, 2001.

 

10 октября 2018 г.

Статья поступила в раздел 2 («Научные исследования») сайта, подраздел 2.1. «Градоведение». Материал статьи подготовлен на основе доклада, заслушанного и обсужденного на заседании социо-культурного семинара имени В.В. Бугровского 26 сентября 2018 года.