Акционерное общество

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Описание автоматизированной информационной системы «Сбой на метрополитене»

Описание автоматизированной информационной системы «Сбой на метрополитене»

Основой автоматизированной информационной системы «Сбой на метрополитене» (АИС) являются электронные версии оперативных планов взаимодействия городских служб в ситуациях сбоев движения на метрополитене и автоматизированные базы данных мероприятий служб.

Оперативные планы взаимодействия городских служб в ситуациях сбоев движения на метрополитене и АИС для исполнения и актуализации первоначально были разработаны и введены в действие в соответствии с распоряжением  Первого заместителя премьера Правительства Москвы  от 10 августа 1994 г. N1434-РЗП.

АИС предназначена для информационной поддержки деятельности оперативных служб города при организации перевозок пассажиров в ситуациях тяжелых сбоев движения поездов на метрополитене.

Под сбоем на метрополитена («тяжелым» сбоем) понимается полное прекращение движения на участке линии на время не менее 1 часа, либо резкое (не менее, чем в 5 раз) сокращение размера движения на этом участке.

Ситуации сбоя возникают при:

  • крушениях или авариях, связанных со сходом вагонов с рельс, столкновениями, загораниями подвижного состава,
  • случаях брака, связанных с серьезными неисправностями подвижного состава, систем энергоснабжения или СЦБ,
  • других чрезвычайных ситуациях, приводящих к полному закрытию станций метрополитена.

В ситуациях таких тяжелых сбоев движения перевозки пассажиров осуществляются путем организации специальных автобусных маршрутов и проведения дополнительных мероприятий службами УГИБДД и ГУВД по созданию необходимых условий для обеспечения перевозок пассажиров специальными автобусными маршрутами.

Пользователи АИС

Автоматизированная информационная система устанавливается на следующих рабочих местах пользователей в оперативных службах города:

  • на рабочем месте главного диспетчера (ведущего специалиста) Общегородского диспетчерского центра (ОГДЦ),
  • на рабочем месте диспетчера отдела оперативного управления движением (ООУД) Службы движения ГУП города Москвы «Мосгортранса»,
  • на рабочем месте оперативного дежурного дежурной части УГИБДД ГУВД,
  • на рабочем месте оперативного дежурного дежурной части ГУВД,
  • на рабочем месте дежурного по метрополитену.
Информационное содержание системы и технология ее работы

С помощью системы должны

  • формироваться и реализовываться оперативные планы взаимодействия городских служб в ситуациях сбоев движения на метрополитене,
  • формироваться специальные автобусные маршруты для перевозки пассажиров,
  • осуществляться расстановка временных диспетчерских пунктов ГУП «Мосготранса»,
  • выполняться расстановка постов дорожно-постовой службы,
  • выделяться специальные наряды милиции для поддержания порядка в местах массовой посадки и высадки пассажиров с автобусы.

Работа системы начинается с ввода исходной информации для определения конкретной сбойной ситуации на метрополитене.
Вводится наименование станции или станций, закрываемых на вход и выход пассажиров.
АИС выдает сообщение об участке линии, по которым прекращается движение метрополитена.
АИС выдает сообщение об участках линии, по которым сохраняется движение  метрополитена. На экране дисплея отображается схема сбойного участка метрополитена с выделением закрытых и открытых станций метрополитена.
АИС выдает рекомендации по организации временных маршрутов автобусов: наименования организуемых маршрутов, текстовое описание пути следования новых маршрутов.
АИС выдает цветную схему специального автобусного маршрута с указанием

  • постов ДПС ГИБДД по схеме движения автобусов,
  • постов Службы движения «Мосгортранса»,
  • мест размещения усиленных нарядов милиции в местах массовой посадки и высадки пассажиров.

По требованию пользователя АИС выдает сообщение из базы данных о загрузке перегонов метрополитена (пассажиропоток на перегонах в обе стороны, утренние часы пик, дневные и вечерние часы).

АИС выдает из базы данных эксплуатационные показатели специальных автобусных маршрутов:

  • длина маршрута,
  • время оборотного рейса,
  • количество пассажиров, перевозимых метрополитеном,
  • количество пассажиров, перевозимых наземным городским транспортом,
  • интервал движения, частота движения,
  • потребное количество автобусов.

АИС выдает на экран сообщения об оперативных мероприятиях служб:

  • Мероприятия ГУП города Москвы «Мосгортранс»,
  • Мероприятия метрополитена,
  • Мероприятия ГУВД,
  • Мероприятия ГИБДД.

АИС выдает информацию о способах организации специальных автобусных маршрутов:

  • наименования конечных пунктов автобусных маршрутов,
  • наименование станций метро, куда должны направляться автобусы, снимаемые с маршрута на конечных пунктах,
  • количество снимаемых с маршрутов автобусов в утренние часы «пик»,
  • количество снимаемых автобусов в остальное время.
Поддержание системы в актуальном состоянии

Для  поддержания оперативных планов и автоматизированной системы в актуальном состоянии в соответствии с распоряжением  от 30 мая 1995 г.     N 496-РЗП   была создана и  функционировала специальная служба. В состав службы входили ответственные работники ГУП города Москвы «Мосгортранс», УГИБ ДД ГУВД г. Москвы, Московского метрополитена, Общегородского диспетчерского центра координации движения всех видов транспорта (ОГДЦ) и НИИ информационных технологий (НИИ ИТ) Правительства Москвы.

В созданной службе до 2001 года осуществлялось регулярное обновление оперативных данных и поддержание в актуальном состоянии планов взаимодействия  и информационной системы для случаев сбоев движения на метрополитене. Учитывалось изменение пассажиропотоков, введение новых участков линий метрополитена, изменения действующей сети городского наземного пассажирского транспорта и организации дорожного движения.

Необходимость модернизации, развития системы и дальнейшей эксплуатации системы

За истекшее с момента разработки и ввода в действие оперативных планов и АИС время в дорожно-транспортной ситуации  города произошли существенные изменения. Резко выросла плотность транспортных потоков на улично-дорожной сети города, снизился наличный парк автобусов на предприятиях ГУП «Мосгортранс». Опыт эксплуатации АИС   выявил необходимость ее дальнейшего совершенствования и развития с учетом обязательной доработки оперативных планов взаимодействия городских служб, изменения самой концепции перевозки пассажиров в ситуациях тяжелых сбоев движения на метрополитене и организации взаимодействия с создаваемой системой навигации и телематики для городского управления и населения.

С начала 2002 года работа Службы и эксплуатация АИС из-за отсутствия договора с ГУП города Москвы «Мосгортранс» не проводится. Не ведутся также работы по модернизации оперативных планов взаимодействия. По существу в настоящее время у диспетчерских  служб и организаций транспортного комплекса, включая прежде всего ГУП города Москвы «Мосгортранс»,  отсутствует мобилизационная готовность к возможному возникновению тяжелых сбоев на метрополитене.

С учетом сложившейся в городе напряженной обстановкой, связанной с возможными террористическими актами, данное положение может привести к  плохо прогнозируемым последствиям. За 2002 год на метрополитене произошло 130 сбоев движения, однако, за этот период оперативные планы не корректировались, разработанная автоматизированная система не поддерживалась, не проводились оперативно-штабные учения (деловые игры) по отработке взаимодействия служб в ситуациях сбоев на метрополитене.

Учитывая статистику сбоев движения на метрополитене и безусловную необходимость иметь мобилизационную готовность городских служб для случаев сбоев движения на метрополитене, возникла настоятельная необходимость  проведения разработки новых оперативных планов взаимодействия и АИС согласно разработанной ГУП города Москвы «Мосгортранс» совместно с ОГДЦ и НИИ ИТ концепции.

Руководство  вводом в действие оперативных планов и организацию взаимодействия городских служб в ситуациях сбоев движения на метрополитене в новой системе предлагается возложить на Общегородской диспетчерский центр координации движения всех видов транспорта. На ОГДЦ также предлагается возложить организацию поддержания оперативных планов взаимодействия в актуальном состоянии и обеспечение мобилизационной готовности городских служб к перевозкам в ситуациях сбоев движения на метрополитене.