Акционерное общество

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Организация инженерного дела в России

Дроздов Б.В.

На этапе новой индустриализации
доклад на круглом столе КРОН-3 (28-29 ноября 2015 г.)

1. Речь пойдет об организации инженерного дела в стране. Это вся та сложная, многообразная и взаимосвязанная деятельность, которая приводит к созданию современной техносферы. Это деятельность на стыке науки и производства. Она включает и науку, и производство. На западе для этого используется термин ИНЖИНИРИНГ. Но я предпочитаю русский вариант названия – инженерное дело. Ядром этой деятельности является, конечно, проектирование. Это детальное, углубленное продумывание замысла и фиксирование его в объективной форме, т.е. в проекте. Причем, в инженерном проекте преобладают компактные способы фиксирования замысла – схемы, карты, формулы, а не тексты. Все проектирование происходит только во взаимодействии со сферой производства и последующей эксплуатации. Если ликвидировать производство, которое реализует замысел, то и замысел не нужен, не нужны и инженеры, да и ученые тоже. Например, ликвидировали завод «Динамо» в Москве, а при нем был единственный в стране НИИ тягового электрооборудования. Таким образом, ликвидировали и всю инженерную школу электротяговиков.
Субъектом инженерного дела являются инженерные коллективы, инженерные школы. Они составляют национальное достояние любой державы. Они создаются годами и десятилетиями. Их, как писал Спартак Петрович Никаноров (ныне покойный), нужно «холить и лелеять», ликвидировать же можно одним росчерком пера чиновника. Такое деяние, по словам Спартака Петровича, можно приравнять к государственному преступлению.
За последние годы наше инженерное сообщество понесло огромные потери, сопоставимые с потерями в гражданской и ВО войнам. Во-первых, введением Болонской системы ликвидировано традиционное инженерное образование. Нарушена логика и технология инженерной подготовки. Дальше, — ликвидированы сотни и тысячи НИИ, КБ и промышленных предприятий. В одном только МАП было 30 НИИ, 80 ОКБ, 132 серийных завода. Когда это было, то над территорией страны летали, в основном, наши самолеты. Когда этого не стало, то начали летать самолеты зарубежного производства. Они уже приписанны к другим странам и взяты нами во временное пользование. Если дальше так будет продолжаться, то страна может окончательно потерять экономическую и политическую самостоятельность, территориальную целостность и да население, которое или вымрет или разбежится по другим странам.

2. Единственный жизнеспасительный выход в этой ситуации – совершить новый рывок в научно-техническом развитии, осуществить новую индустриализацию. При этом наше отставание можно превратить в преимущество. Можно исправить накопившиеся перекосы и искажения прежней эпохи индустриализации. Ведь отлаженная, запущенная на полную мощность индустрия промышленного производства в западных странах и в странах третьего мира, куда было это производство перенесено, приводило и привело во многих сферах реально к архаичным, далеко не эффективным способам жизнеустройства. Показательные примеры – важнейшие системы жизнеобеспечения (транспорт, энергетика и ЖКХ).
Завалив города продуктами современной автоиндустрии, мы получили предельно неэффективную, по суди архаичную транспортную систему. Как в древнем средневековье каждый хозяин заводит свой выезд (лошадь и телегу, т.е. автомобиль). Свою конюшню (гараж), работает и кучером и конюхом. При этом только 1% энергии сжигаемого бензина идет на перевозку пассажира. А само же транспортное средство больше стоит, загромождая улицы, переулки и дворы городов, а не едет. Заторы – это вопиющий показатель неэффективности транспортной системы. У нас сейчас в Москве зарегистрировано 4,5 млн. автомобилей. Из них в движении находится 5% от наличного числа. А по подсчетам архитектора Оськина Б.В. для удовлетворения потребностей в перевозках достаточно 250 тысяч автомобилей (т.е. в 20 раз меньше).
Плоды строительной индустрии используются для создания неэффективных систем расселения — диффузных городов с распределенной застройкой типа города — большие деревни, с большими потерями тепла, электроэнергии, времени и территории для проживания. Если для теплых стран этот способ расселения, может быть, и приемлем, то для нашей холодной страны – расточителен.
При переходе к новому этапу необходимо отвергнуть такие порочные мифы, как миф об постиндустриальном обществе и миф о последовательной цепи сменяющихся технологических укладов. Новая индустриализация должна сформировать новые индустрии. Прежде всего, — индустрию жизнеобеспечения. (Рис. 1 и 2). Это потребует в свою очередь создания индустрий 3,4,5. Нельзя содержать, эксплуатировать, ремонтировать и реконструировать индустрию 2 архаичными способами. Результаты такого несоответствия – тяжелейшие аварии и катастрофы с человеческими жертвами (в энергетике – Чернобыль (апрель 1986 года), Московская авария мая 2005 года, авария на Саяно-Шушенской ГЭС (август 2009 года). Также нельзя эксплуатировать индустрии 2 и 3, используя для проектной поддержки архаичные технологии. Это фактически кустарные технологии мышления. У нас в России есть мировые опережающие наработки по индустрии проектной деятельности, в частности в области оргпроектирования (СА, СМДМ, КА).
Содержательной основой всех работ по новой индустриализации является научно-техническая деятельность. Этим призван заниматься, прежде всего, инженерный корпус. Поэтому именно этот корпус и должен стать движущей силой новой индустриализации. Здесь я согласен с высказыванием Н. Бухарина, опубликованном в его этюдах перед 16 съездом ВКП(б), что «именно инженеры, а не политики определяют ход истории». Я бы эту фразу переиначил: «именно инженеры, а не политики и финансисты определяют ход истории».

3. Для новой индустриализации требуется, прежде всего, решить сложный комплекс проблем по совершенствованию организации инженерного дела в стране. Кто и как должен и может провести новую индустриализацию, возродить инженерные школы и организовать инженерное дело в стране? Наши минторговли, монобр. или Агенство по имуществу? Конечно, нет. Это должен быть новый уполномоченный орган. Он должен разработать проект организации научно-технического рывка, вырастить инженерные школы, отмобилизовать на государственном уровне необходимые для этого ресурсы. Каким-то аналогом из советской эпохи мог бы быть ГКНТ, но я не хочу использовать эту аббревиатуру, т.к. у некоторых всякие ссылки на советский опыт вызывают почти животное отторжение.
Этот уполномоченный орган должен в первую очередь мобилизовывать финансовые, материальные и кадровые ресурсы на новую индустриализацию. Как мобилизовывать государственные ресурсы понятно. Но должны быть найдены и способы мобилизации ресурсов олигархов на дело благополучия страны. Данный орган по своей сути должен быть генеральной проектной организацией по строительству пространства инженерной деятельности, по составлению и реализации целевых научно-технических программ новой индустриализации.

4. Чтобы организовать инженерное дело для новой индустриализации нужно решить ряд правовых проблем. Т.е., как говорят, — заполнить правовое поле инженерной деятельности.

4.1. В настоящее время в правовом поле отсутствуют законодательные акты, которые бы регламентировали вопросы профессиональной инженерной деятельности. В существующем отечественном законодательстве не определены понятия «инженер» и «инженерная деятельность», инженерная организация. В законодательстве не прописаны права и обязанности лиц, осуществляющих инженерную деятельность. Законодательно не урегулированы взаимоотношения между проектно-конструкторской (инженерной) организацией и собственниками созданных технических объектов, а также инвесторами, вкладывающими финансовые средства в создание этих объектов. Необходимо устранить все вышеуказанные пробелы. Это можно сделать, разработав и приняв Федеральные законы «Об инженерной деятельности» и «О профессиональных инженерах».
Сейчас наиболее активная часть инженерного сообщества провела на инициативной основе большую работу по подготовке проектов концепций этих двух законов.
Конечно, проекты этих документов нуждаются в широком общественном обсуждении. Своим выступлением я хочу только пригласить Вас к такому обсуждению. Ограничусь тем, что выскажу только некоторые соображения по концепциям этих законов.
Очень важно законодательно определить взаимоотношения субъектов инженерной деятельности (профессиональных инженеров, инженерной организации) с возникшими в экономическом поле субъектами — собственниками, инвесторами (т.е. прибылеполучателями), арендаторами. Например, может ли собственник сложного технического комплекса принимать решения об изменении конструкции этого комплекса без согласования с инженерным субъектом (разрабатывающей организации). Какова мера ответственности каждого из этих субъектов и кто в этом решении является определяющей стороной? Последствия правовой несогласованности в этих взаимоотношениях может приводить к серьезным, даже трагическим последствиям. Например, 2.04.2015. в акватории Охотского моря погиб большой автономный траулер «Дальний Восток». Погибло 56 человек, 13 пропали без вести (в т.ч. капитан и старпом судна). На траулере во время подъема верхнего трала произошел крен судна и опрокидывание. Чтобы поместить как можно больше рыбной добычи балласт не загрузили, судно перестроили — убрали водонепроницаемые перегородки, разделявшие отсека, расширили помещение команды, чтобы разместить больше человек экипажа. Реальные владельцы судна — иностранные компании, действующие через подставные фирмы. Интерес один – максимизация прибыли. Жадность и жажда денег. А почему это стало возможно с технической точки зрения? И вообще, кто принимает техническое решение по реконструкции судна? (инженер-конструктор или прибылеполучатель ?)
Такие взаимоотношения между субъектами деятельности в технической сфере не были отрегулированы и в советское время. Показательный пример, — Чернобыль.
Нужно на законодательном уровне закрепить функцию авторского сопровождения и контроля. Сейчас договор на работы по инженерному сопровождению технического комплекса заключается по итогам тендера. Практика проведения этих тендеров выявила совершенно абсурдные, парадоксальные ситуации. Тендер на сопровождение автоматизированной систему управления движением транспортных единиц в городе, которую много лет разрабатывала специализированная проектная организация, выиграла никому не известная строительная фирма из Италии, состоящая всего из трех человек. Директор этой фирмы, молодая дама, не знала русского языка. Она, приехав в Москву, предложила работу по этой теме той самой исходной организации по субподряду, но за половину цены.
Нужно законодательно закрепить функции авторского сопровождения за ведущей проектной организацией. Это не значит определить постоянный источник «кормления» этой организации. Это значит — надеть на нее тяжелый хомут ответственности за судьбу своего детища. Это же значит возложить часть ответственности на чиновника, который может принять решение о ликвидации этой организации по каким-то соображениям. Например, соображения оптимизации структуры или перспективы более прибыльного использования помещения, занимаемого этой фирмой.
В правовом поле должен быть также прописан механизм допуска организаций или физических лиц к выполнению инженерной работы. Должна проводиться сертификация, лицензирование инженерной деятельности, аккредитация субъектов инженерной деятельности.

4.2.  Дальше, нуждается в корректировке и дополнении ОКВЭД. Следует дополнить ОКВЭД выделением следующих видов инженерной деятельности:
-научные исследования (научно-исследовательские работы — НИР),
-изыскания (для проектно-строительной сферы),
-разработка (проектирование, конструирование, опытно-конструкторские работы — ОКР),
-промышленное производство, строительно-монтажные работы.
-пуско-наладочные работы,
-испытания,
-участие в эксплуатации (авторское сопровождение),
-ремонт и реконструкция технического объекта,
-утилизация технических объектов.

4.3.  Сейчас после присоединения России к Болонской конвенции российская высшая школа перешла на выпуск бакалавров и магистров. перестав присваивать инженерные квалификации. Порядок присвоения квалификации инженера в стране законодательно не урегулирован. Возникла острая необходимость правового регулирования процесса сертификации инженерной профессии. Активной частью инженерного сообщества подготовлен проект концепции ФЗ о профессиональных инженерах в России. Эта инициатива нужная и полезная. Она поддержана представителями ГД и СФ. Но для повышения качества этого правового документа нужно организовать его широкое общественное обсуждение. Формат нашего общественного движения (КРОН) вполне допускает проведение такого обсуждения. Документ нуждается в дополнениях и уточнениях. Я выскажу только некоторые соображения по его тексту.
Во-первых, нужно определить основные положения стандарта требований к профессиональному инженеру при его сертификации.
Во-вторых, нужно определить требования к уполномоченному органу по сертификации профессионального инженера – Инженерной палаты. Нужно предусмотреть все, для того, чтобы эта палата имела необходимый авторитет среди инженерного сообщества. Нужно исключить вариант перехода деятельности этого органа на коммерческую основу. Иначе возникнет опасность того, что вся эта работа превратится в фикцию. Чтобы этого не было, нужно включить в состав этой палаты заслуженных представителей профессионального инженерного сообщества, например, из состава действующих правлений НТО.
Можно регламентировать процедуры ведения реестра. Целесообразно было бы вести не только реестр профессиональных инженеров, но и инженерных коллективов, инженерных школ, разработанных и реализованных ими инженерных проектов (чтобы страна знала своих героев).
Можно было бы предложить установления почетных званий в сфере инженерной деятельности. Как, например, это делается в НТО РЭС имени А.С. Попова – должности «засуженный радист», почетный член общества».

5.  В организации инженерного дела в стране большую роль играет профессиональное инженерное сообщество. Оно сейчас организационно представлено множеством общественных организаций и объединений – научно-технические общества, общественные академии (например, инженерная академия) и различные союзы (например, российский и международный союз научных и инженерных общественных объединений — РОСНИО). Положение некоторых этих общественных организаций незавидное. Большинство из них, особенно такие старейшие и авторитетные, как, например, НТО РЭС имени А.С. Попова, испытывают серьезные финансовые и организационные трудности при выполнении своих уставных функций – регулярное проведение научно-технических мероприятий, – конференций, съездов, семинаров, совещаний, издании научных трудов, аренды необходимых помещений для их проведения. Для обеспечения их полноценной деятельности, повышения престижа и значимости в инженерной сфере можно было бы принять специальный федеральный закон. Он бы установил меры государственной поддержки научных и инженерных общественных организаций. Он бы и закрепил статус и профессиональную роль НТО в формировании промышленной и технической политики в стране, в системе сертификации (аттестации) профессиональных инженерных кадров
Закон дал бы НТО право
-законодательной инициативы при разработке и представлении законов РФ в области науки и техники,
-обязательного участия в разработках проектов научно-технических программ и планов,
-обязательного участия в разработке проектов государственных стандартов и технических регламентов.
-проводить научно-техническую экспертизу по основным научно-технические проекты, программам, проектам законов и распорядительных актов, затрагивающим вопросы научно-технического развития страны.

Было бы целесообразно установить для НТО порядок их аккредитации на общегосударственном уровне.

6.  Для проведения новой индустриализации потребуются качественно новые хозяйственные механизмы. Рынок, как показала практика последних двух десятилетий, не может создать условия для мощного научно-технического рывка. Эти условия создаются такими механизмами, как программно-целевое управление, методами системного анализа. Такие механизмы были разработаны и успешно применены в такой как будто самой рыночной стране как США. Они же эффективно применялись и в СССР.

7.  Говоря об организации инженерного дела в стране, нельзя не принимать во внимание такой важнейший фактор общественной жизни, как мораль и нравственность. Они играют огромную роль в инженерной деятельности. В РОСНИО разработан моральный кодекс инженера. Но в этой сфере недостаточно просто документально зафиксировать эти нормы. Нужно создать общественную атмосферу безусловного соблюдения этих норм. Эта атмосфера создается и поддерживается общественными авторитетами, традициями, механизмами моральной цензуры. В этой сфере огромная роль принадлежит общественным институтам. В частности, и – нашему движению — КРОН.