Акционерное общество

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Перспективные направления научно-технического развития России на этапе новой индустриализации

Б.В. Дроздов

Необходимость обеспечения экономической и политической независимости России, сохранения ее территориальной целостности в условиях все возрастающих внешних угроз требует возрождения и развития ее былой индустриально-промышленной и научно-технической мощи. За истекшие два десятилетия некоторые передовые позиции в сфере отечественной науки, техники и производства оказались утрачены. В части общественного сознания сложилось мнение, что по ряду научно-технических позиций страна «отстала навсегда». Одна из действенных стратегий возврата утраченных позиций в этих областях связана с реализацией лозунга «обогнать, не догоняя».

Сейчас реальное спасение страны — сделать мощный рывок научно-технического развития. Это можно сделать, если принять в качестве генерального направления новую индустриализацию. Это должен быть новый виток индустриализации на качественно более высоком уровне. Приняв 200 лет назад индустриальный путь развития, человечество закрыло для себя дорогу назад. За индустриальной эпохой должна следовать не постиндустриальная (деиндустриальная) эпоха, а новая индустриальная, которую можно назвать и супериндустриальной.

Индустриализация — это всегда применение новых, высокоэффективных, высокопроизводительных технологий во всех сферах человеческой деятельности. Для индустриализации характерен высокий профессионализм всех участников производственного процесса, высокий уровень специализации, кооперирования и интеграции. В наше время – это еще и применение замкнутых безотходных технологий, охватывающих все сферы производства и жизнеобеспечения. Итогом нового этапа индустриального развития должен явиться значительный рост производительности во всех, затронутых индустриализацией сферах человеческой деятельности.

Развитие индустриализации в последние годы принимает временами парадоксальный характер, когда появившиеся совершенные технологии и современные технические средства причудливым образом переплетаются с архаическими видами деятельности и не приводят к повышению итогового качества и эффективности жизни. Яркий пример – плоды массовой автомобилизация в мегаполисах. Мощные автомобили, изготовленные на современных предприятиях автоиндустрии, в массе своей основном, ржавеют на автостоянках или в уличных заторах, а если когда и едут, то везут, в основном себя и своего водителя. Таким образом, в итоге автоиндустриализации, складывается в целом мало эффективная транспортная система, архаичную, как в средневековье, когда каждый стремился завести себе свой «выезд», свою телегу, конюшню и кучера.

Новая индустриализация России должна на новом качественном уровне возродить утраченные промышленные производства и создать новые индустриальные технологии во всех ведущих сферах человеческой жизнедеятельности. Должна появиться пятиуровневая система индустриализации, и соответственно, — пять уровней индустрий (Рис. 1).

Первый, базовый, уровень индустрии – индустрия промышленного производства, прежде всего, — индустрия средств производства. В этой сфере восстановить прежние производства советской эпохи в том же виде и на тех же местах – бессмысленно и уже физически невозможно. Нужно воссоздавать современные производства на новых перспективных принципах, как комплексные безотходные, экологически чистые производства, интегрированные в техносферу жизнеобеспечения. Места концентрации этих производств должны определяться новым перспективным вектором научно-технического и социально-экономического развития – это Сибирь и Дальний Восток.

Второй уровень, — индустрия жизнеобеспечения. Это, прежде всего, — инфраструктура жизнеобеспечения, энергетика, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое и коммунальное обслуживание, торговля и общественное питание и др.. В этих сферах, особенно в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), до сих пор широко используется малопроизводительный архаичный и кустарный труд, массовым образом привлекается неквалифицированный труд мигрантов. На таком же уровне – бытовое и коммунальное обслуживание, организация торговли и питания.

Места концентрации всех индустрий жизнеобеспечения – крупные и крупнейшие города, мегаполисы. Совершенные индустрии-2 превращают современный город в мегамашину человеческой деятельности, где существенно экономится время, энергия, материальные и экосферные ресурсы. Движение в сторону индустриализации городов в России позволит избавиться от такого всемирно известного недостатка жизнеустройства в России, как неэффективность способа проживания для России с ее суровым климатом и большими пространствами. Из-за этого всякое производство, да и само воспроизводство жизни на территории страны оказывается неэффективным по сравнению с большинством стран Запада и Востока. Развитие Индустрии-2 и переход к новой стратегии урбанизации (суперурбанизации) позволит радикально изменить перспективное видение России в системе мирового разделения труда.

Третий уровень новой индустриализации относится к такой трудоемкой и непроизводительной сфере деятельности, как содержание, ремонт, реконструкция и развитие техносферы жизнеобеспечения. Эта сфера слабо технологизирована, мало привлекательна для специалистов, но объективно совершенно необходима для содержания и развития техносферы жизнеобеспечения. Преобладающие здесь кустарные технологии производства работ не соответствуют техническому уровню самих объектов содержания, эксплуатации и ремонта. Допускаемые здесь производственные ошибки приводят нередко в тяжелейшим катастрофам с человеческими жертвами. Примеров таких аварий много, особенно тяжелыми оказываются последствия от аварий в системах энергоснабжения и на транспорте, как железнодорожном, так и воздушном и водном. Создаваемая на новом этапе научно-технического развития индустрия-3 (индустрия содержания, ремонта, реконструкции и развития), должна резко повысить качество, эффективность, производительность этой важнейшей и очень трудоемкой сферы деятельности, и ликвидировать опасности аварий и катастроф на инфраструктуре жизнеобеспечения.

Все производственные процессы в сферах 1,2,3 требуют проектного и научно-проектного обеспечения и сопровождения. Такая работа выполняется в сфере исследований и разработок. Данная сфера человеческой деятельности до настоящего времени весьма трудоемка и слабо технологизирована. Но без этой деятельности невозможно проведение никаких строительных и ремонтных работ на инфраструктуре жизнеобеспечения, даже установка обычного рекламного щита в городе. Последствия того, когда эти работы не выполняются или проводятся кустарно и некачественно, бывают весьма трагическими. Создаваемая в этой сфере индустрия 4-го уровня (индустрия исследований и разработок, — «индустрия мысли») должна радикальным образом преобразовать здесь всю человеческую деятельность, поднять ее на уровень, соответствующий требованиям 21 века. Научная и методическая база для создания Индустрии-4 в России есть (системомыследеятельностная методология).

Наконец, еще одна, завершающая сверху сфера человеческой деятельности, до сих пор остающаяся наиболее архаичной, кустарной, — это сфера организационного формообразования. Это создание, реформирование, перестройка человеческих организаций различного уровня и назначения – от первичных производственных коллективов, корпораций, министерств до государства и союзов государств. Ошибки, непрофессионализм и волюнтаризм в этой сфере в итоге очень дорого обходятся социуму. В России, в отличие от других даже развитых стран, имеется серьезная научная и методологическая база – теория концептуального проектирования организаций, методология организационного проектирования, отечественные версии системного анализа. На этой базе можно вполне построить Индустрию–5, индустрию организационного проектирования.

Высшим уровнем индустриализации в любой сфере человеческой деятельности является автоматизация, т.е применение средств и систем автоматики и вычислительной техники для управления всеми технологическими процессами. Ясно, что автоматизация предполагает наличие высокого уровня технологизации производственных процессов, внедрение машин и механизмов (механизации процессов), использование управляемых силовых приводов к этим машинам и механизмам (например, электрификации), а затем уже – автоматизации.

Особенность процессов, реализуемых в сферах 4 и 5, состоит в том, что все эти процессы имеют интеллектуальный характер, они выполняются в сфере мысли. Многое здесь до сих пор слабо изучено, даже на содержательном уровне проработано явно недостаточно, чтобы начать этап автоматизации. Основная тяжесть работ при индустриализации этой сферы будет приходиться на концептуальную проработку и структуризацию применяемых технологий работы. Условно этапы, которые должны быть пройдены для успешной индустриализации, показаны на Рис.2..

Рассмотрим далее некоторые перспективные направления научно-технического развития, связанные с техносферой жизнеобеспечения. Это системы энергетики, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и информационно-телекоммуникационные технологии (ИКТ), основанные на применения современных вычислительных средств. Все перечисленные имеют базовый характер, составляют стержень общегосударственной инфраструктуры жизнеобеспечения страны [1].

Среди рассмотренных направлений научно-технического развития России на предполагаемом этапе новой индустриализации выделяются следующие четыре типа мероприятий:

  1. Мероприятия по отказу от ряда принятых ранее направлений, которые реально будут тормозить проведение новой индустриализации (М1).
  2. Мероприятия по научно-техническому развитию «догоняющего» типа, в которых уже отмечается явное отставание от передовых индустриально развитых стран (м2).
  3. Мероприятия по ускоренному внедрению разработок и изделий отечественной промышленности, массовое внедрение которых будет способствовать интенсивному индустриальному развитию (м3).
  4. Мероприятия по приоритетному развитию новых научно-технических направлений, некоторые из которых успешно разрабатывались с советскую эпоху, но далее были прекращены или заморожены из-за действий недобросовестной конкуренции со стороны иностранных компаний (м4).

В сфере энергетики в качестве ведущего должен быть возрожден принцип комплексности, обеспечивающий единство, целостность и структурную не расчлененность производственного процесса, что обеспечивает надежность и устойчивость функционирования и развития. Все виды электрической генерации (тепловая, гидро-, атомная, гнлио-) должны быть глубоко интегрированы в рамках общегосударственной системы с соблюдением принципов рационального взаимодействия и резервирования.

Особую перспективу имеет угольная генерация с использованием современных технологий чистой генерации («вторая угольная волна»). Перспективные методы чистой угольной генерации связаны с применением суперсверхкритических параметров сжигания пылеугольного топлива, технологии IGCC (использование интегрированного цикла комплексной газификации угля, преобразование угля в газ, технологии улавливания и подземного хранения углекислого газа в геологических пустотах).

Сырьевой базой новой угольной генерации может быть освоение месторождений каменного угля Дальневосточного угольного бассейна. Этот обширный регион включает Тунгусский, Ленский и Зырянский угольные бассейны. Тунгусский угольный бассейн — один из крупнейших в мире, он обладает разведанными запасами в 440 млрд. тонн.

В сфере магистрального транспорта перспективным является развитие единой транспортной системы России, в которой ведущую роль должна принадлежать железнодорожному транспорту с учетом дальнейшего развития сети железных дорог и широкого применении новых и перспективных видов тяги на базе отечественных локомотивов типа «Ермак» и «Витязь» [2]. В сфере городского транспорта приоритет (для крупных городов) должен быть отдан современным типам массового, прежде всего, внеуличного, электрического транспорта. Широкое распространение автомобильного транспорта личного пользования в условиях крупного города является неэффективным как с точки зрения энергетических затрат, так и временных, материальных и психологических потерь населения.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства и систем расселения эффективным следует признать приоритетное развитие крупных городов с повышенной этажностью и плотностью застройки и высоко индустриальной инфраструктурой жизнеобеспечения (системы тепло-, газо-, электро- и водоснабжения), а также индустриальными системами коммунального и бытового обслуживания населения [3].

В сфере ИКТ, основанной на применении существующих компьютерных технологий, следует признать, что сложившаяся архитектура и принципы построения современных вычислительных средств находится на гране исчерпания своих возможностей. Перспективным может быть разработка и массовое применение альтернативных принципов, архитектур и технологий, которые ранее начали широко исследоваться и использоваться в отечественных научных центрах, но затем эти разработки были приостановлены в результате недобросовестной конкуренции со стороны ведущих иностранных компаний. К таким разработкам относятся аналоговые, гибридные, инкрементные, однородные вычислительные системы, использование архитектур, отличных от машин Тьюринга, например, систем счисления в остаточных классах (СОК), принципа суперкомпиляции, обобщенно-полиадрической системы счисления (ОПА) и другие.

В заключении следует отметить, что создание и развитие новых индустрий, — это задача не производственно-техническая и не научно-техническая. Это в широком плане задача социо-культурная, включающая разработку, внедрение и применение новых технологий деятельности, новой организационной, технологической и трудовой культуры, новой морали и нравственности. Новая индустриализация предполагает возрождение и развитие самых высоких достижений в области образования и культуры.

Литература

1.Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов. Министерство экономического развития РФ. Москва, 2008.
2.Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-Р.
3.Дроздов Б.В. Перспективные направления новой индустриализации России. «Мир новой экономики, N 3, 2014 г.
Литература
4.Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-Р.
5.Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов. Министерство экономического развития РФ. Москва, 2008.
Дроздов Б.В. Перспективные направления новой индустриализации России. «Мир новой экономики, N 3, 2014 г.

Дроздов Борис Викторович, доктор технических наук, зам. директора НИИИАТ, drozdovbv@mail.ru, 8-910-403-06-41