Перспективы развития техносферы жизнеобеспечения на этапе новой индустриализации России

Дроздов Б.В.

Вся человеческая цивилизация исторически развивалось в направлении индустриализации. «Индустриальный» – (от латинского industria – деятельность, трудолюбие) значит, организованный и выполняемый на промышленной основе, с применением профессионального регулярного труда, с использованием специальных средств, знаний, умений и технологий. Индустриальные системы — это высокопроизводительные системы, использующие наиболее эффективные технологии и технические средства. Владение этими технологиями требуют высокого уровня профессионализма, трудовой дисциплины и ответственности всех участников трудового процесса. Так понимаемые индустриальные системы могут применяться не только к промышленному производству, но и ко всем комплексам жизнеобеспечения, к сферам бытового и коммунального обслуживания, торговли и общественного питания, к образованию и медицине.
Системы жизнеобеспечения — это ведущая, центральная часть всей техносферы человеческой цивилизации, которая обеспечивает сохранение, необходимое качество и развитие жизни. Эти системы включают в свой состав, прежде всего, энергетику, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство (cм. Рис 1). Ядро систем жизнеобеспечения составляют так называемые инженерные системы – системы электро, тепло, газо снабжения, водоснабжения и водоотведения.
Для этих систем единственно возможный способ существования – это индустриальный, связанный с высокой эффективностью, производительностью, специализацией, кооперированием и энергонасыщенностью. Эти системы задают и единственно возможное направление развитие человеческой цивилизации – индустриальное. Все эти системы теснейшим образом связаны с промышленным производством и с социальной сферой (здравоохранением, образованием, социальным обеспечением, бытовым и коммунальным обслуживанием) (Рис. 1).
В настоящую эпоху единственным жизнеспасительным для России направлением экономического и социального развития является новая индустриализация [1]. Новая индустриализация России должна на качественном уровне возродить производства, утраченные в годы интенсивного рыночного реформирования, и создать новые индустриальные технологии во всех ведущих сферах человеческой жизнедеятельности.
Приведем основные особенности этапа новой индустриализации для России.
В первую очередь должна быть проведена радикальная модернизация традиционной индустрии промышленного производства, созданной еще на этапе индустриальных пятилеток.
Во-вторых, должна быть переведена на индустриальную основу вся техносфера жизнеобеспечения страны [2]. На практике сейчас индустрия промышленного производства, поставляющая в системы жизнеобеспечения машины, механизмы, приборы и устройства, не всегда и не везде способствует созданию, функционированию и развитию индустриальных, т.е. высокоэффективных и производительных комплексов жизнеобеспечения. Показательным примером является отечественный транспортный комплекс, сформировавшийся, в значительной своей части, на основе производимых на массовой индустриальной основе легковых автомобилей индивидуального пользования. Постоянно возникающие транспортные проблемы в крупных Российских городах являются очевидным показателем неблагополучия в сфере транспортного обслуживания. Такое направление развития в этой одной из важнейших сфер жизнеобеспечения нельзя квалифицировать как прогрессивное и индустриальное.
Построение индустриальной техносферы жизнеобеспечения может происходить основе новых, эффективных и производительных технологических и организационных принципов с применением новых продуктов промышленного производства, отвечающих требованиям индустрии жизнеобеспечения. В частности, индустрия автомобилестроения должна производить транспортные технические средства других модельных рядов с учетом современных экологических стандартов.
Третья принципиальная особенность нового этапа индустриализации должна состоять в полноте охвата индустриальными технологиями всех видов деятельности, обеспечивающих полный жизненный цикл создания, производства, эксплуатации, ремонта, реконструкции и развития техносферы человеческой цивилизации, включая и техносферу жизнеобеспечения [3]. Состав и взаимосвязи выделенных пяти видов деятельности показан на Рис. 2. Необходимость во взаимной согласованности этих видов деятельности ведет к их последовательной или одновременной индустриализации. Несогласованность этих видов деятельности, взаимная неадекватность способов производств может приводить к тяжелейшим авариям и катастрофам с дальнейшей деградацией систем. Примеров таких техногенных катастроф достаточно за прошедшие четверть века либерально-рыночных реформ. В частности, использование неадекватных технологий ремонта, содержания, организации и управления гидро-турбо- энергоагрегатом на Саяно-Шушенской ГЭС привело в итоге к тяжелейшей катастрофе на самой крупной и совершенной отечественной ГЭС.
Естественные требования к обеспечению системности, согласованности всех выделенных видов деятельности приводят к необходимости разработки и применения индустриальных технологий на всех уровнях и видах деятельности. В итоге должна появиться пятиуровневая система научно-технического развития и пять различных уровней (видов) индустрий (Рис.3).
Первый, базовый, уровень – индустрия промышленного производства, прежде всего, — индустрия средств производства.
Второй уровень, — индустрия жизнеобеспечения, включая инфраструктурные комплексы (энергетика, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство).
Третий уровень относится к содержанию, ремонту, реконструкции и развитию всех звеньев созданной техносферы.
Все производственные процессы в сферах деятельности 1,2,3 требуют на регулярной основе проведения необходимых исследований и разработок, включая разработку проектов производства ремонтных работ. Эта деятельность сейчас слабо технологизирована и в целом находится на доиндустриальном уровне. Создаваемая здесь Индустрия-4 («индустрия мысли») может и должна базироваться на современных достижениях отечественной методологии системных исследований и разработок.
Завершать иерархию систем новой индустриализации должна индустрия организационного формообразования (оргпроектирования) – (Индустрия-5), для создания которой в России сформирован необходимый научно-методический задел [4].
Остановимся далее более подробно на таких направлениях индустриального развития инфраструктуры жизнеобеспечения, как энергетика, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство.
Энергетика является важнейшим комплексом инфраструктуры жизнеобеспечения страны. Он снабжает электрической и тепловой энергией все системы жизнеобеспечения, а также сферу производства (индустрию-1). По величине удельной выработки электроэнергии в расчете на одного жителя Россия существенно (в 2-3 раза) отстает от США и большинства развитых стран. Это сказывается и на показателях качества жизни населения, и на возможностях ускоренного экономического роста и развития, которые будут диктоваться программой новой индустриализации. Очевидно, что возникнет необходимость разработки новой программы электрификации. Остановимся на некоторых основных разделах этой программы.
Из всех видов генерации приоритетной можно считать гидроэнергетику [5]. Здесь Россия по запасам гидроресурсов занимает второе место в мире, а по степени освоения этих ресурсов (20%) значительно отстает от многих стран мира (Франции, Швейцарии, Канады, Норвегии, США и даже Бразилии). Сейчас гидроэнергетика России находится в состоянии стагнации. Степень износа оборудования большинства Российских ГЭС превышает 40%, а по некоторым ГЭС достигает 70%. Следует учесть, что гидростанции выполняют особую функцию в энергетике – они являются задающим эталоном частоты и оперативным резервом мощности.
Перспектива развития отечественной теплоэнергетики связана с так называемой второй угольной волной, ориентированной на применение чистых угольных технологий и освоение Восточно-Сибирских угольных бассейнов [6]. Среди них — один из самый мощный в мире – Тунгусский (площадь. 1 млн. кв. км. и угленосной толщиной 100-300 метров с возможностью добычи открытым способом). Существуют и перспективные российские чистые угольные технологии, например, — низкоэмиссионное вихревое сжигание угля, применение водно-дисперсионных угольных взвесей, сжигание твердых топлив в кипящем слое. Это все перспективная альтернатива традиционному факельному сжиганию угля. Не в полной мере освоена перспектива газификации бурого угля.
Осторожный оптимизм вызывают перспективы создания новых типов атомных электростанций на быстрых нейтронах.
Представляется, что для успешного развития энергетики страны потребуется восстановить прежде существовавшую хозяйственно-экономическую целостность всего энергетического комплекса. Тяжелейшие энергетические аварии последних лет (авария московской энергосистемы в мае 2005 года и авария на Саяно-Шушенской ГЭС в августе 2009 года) явились следствием неэффективности политики хозяйственного расчленения единого по своей сути производственно-технического комплекса.

Транспорт России в его сегодняшнем состоянии сдерживает социально-экономическое развитие, не обеспечивает необходимую «связность» территории для достижения устойчивой и надежной территориальной целостности страны. Принятая правительством России транспортная стратегия ограничена, фрагментарна и не может обеспечить решения задачи новой индустриализации России [7]. Приоритетными направлениями развития транспортного комплекса России могут быть
— интенсификация развития единой железнодорожной сети, включая строительство новых магистралей, развитие системы высокоскоростного железнодорожного транспорта в ведущих направлениях экономических связей (Москва-Минск, Москва-Екатеринбург, Москва- Казань),
— организация эффективного международного транзитного грузового транспортного коридора (развитие транзитного транспортного ресурса России для проекта «Нового шелкового пути» из Азии в Европу),
— создание и промышленное производство новых перспективных видов подвижного состава (локомотивов, систем тяги).
Для стран Юго-Восточной Азии серьезной альтернативой российскому сухопутному транспортному транзитному пути для реализации «Нового шелкового пути» является морской транзитный путь. Он основывается на том, что удельные энергозатраты на перевозку грузов морскими судами традиционного (водоизмещающего типа) существенно (примерно в 2 раза) меньше энергозатрат при перевозке по железной дороге. Однако, существующий Российский сухопутный транзит Азия-Европа в 2-2,5 раз короче. В таблице 1 показаны результаты выполненного сравнения двух транзитный путей (морского и сухопутного российского) по абсолютному показателю энергозатрат P (т.е. в килоджоулей на тонну в расчете из точки отправления в точку назначения).
В таблице использованы следующие обозначения:
У — удельный расход энергии на перевозку грузов (размерность килоджоуль на тонно-километр — Кдж\ткм),
P — совокупные энергозатраты на перемещение тонны груза из точки отправления в точку назначения (в килоджоулях на тонну),
L – среднее расстояние между точкой отправления и точкой назначения.
При этом
У = N /М х V,
P = У х L ,
где
N – полезная мощность двигателя транспортной системы,
M – масса перевозимого груза,
V – средняя скорость перевозки грузов.

Для сравнения были взяты три маршрута: Китай-Финляндия, Южная Корея (Пусан)- Европа, Китай – Европа (Шанхай-Амстердам).
Таблица 1.
Сравнение показателей двух транзитных путей
перевозки грузов между Азией и Европой

Nп.п.
Тип транзита
У

(кдж/ткм)

L

(км.)

     P

(кдж/т)

Время

доставки

груза

(суток)

1. Железнодорожный

(Российский

транзит)

(Китай-Финляндия)

 

110

 

10 000

 

1.1 х10

12

(7)

2. Морской

(Китай-Финляндия)

54,3 21 000 1.14 х10 28
3. Железнодорожный

(Российский

транзит)

(Южная Корея- Зап. Европа)

110 11 000 1.2 х10 14
4. Морской

(Южная Корея- Зап. Европа)

54,3 22 000 1.2 х10 30
5. Железнодорожный

(Российский

транзит)

(Китай- Зап. Европа)

110 11 000 1.21 х10 15
6. Морской

(Китай- Зап. Европа)

(Шанхай-Амстердам)

54,3 23 000 1.25 х10 27-46

 

Как видно из таблицы, налицо определенные преимущества российского транзитного транспортного пути по указанному критерию энергозатрат и не менее, чем двойной выигрыш во времени доставки груза. Это дает определенный стимул для развития отечественной железнодорожной транспортной системы и делает железнодорожный транспорт России после его модернизации локомотивом экономического развития страны.

Местами концентрации всех индустрий жизнеобеспечения, прежде всего, — жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), являются крупные и крупнейшие города, мегаполисы. Совершенные индустрии жизнеобеспечения превращают современный город в мегамашину человеческой деятельности, где существенно экономится время, энергия, материальные и экосферные ресурсы. Такие города становятся основными двигателями научно-технического прогресса.
Движение в сторону индустриализации городов в России позволит избавиться от такого всемирно известного недостатка жизнеустройства в России, как неэффективность способа проживания с ее суровым климатом и большими пространствами. Из-за этого всякое производство, да и само воспроизводство жизни на территории страны, оказывается неэффективным по сравнению с большинством стран Запада и Востока. Развитие индустрии жизнеобеспечения и переход к новой стратегии урбанизации (суперурбанизации) позволит радикально изменить перспективное видение России в системе мирового разделения труда.
Существующая в России система расселения с ее ориентацией на преобладание так называемой «диффузной застройки» тормозит социально-экономическое развитие страны. Принятая в России стратегия расселения и градостроительства [8] не согласуется с мировым процессом урбанизации, как ведущим цивилизационным процессом 3-го тысячелетия, который решением ООН признан урбанистическим.
Для России нужна новая урбанизация [9]. Принципиальным для новой урбанизации является комплексность ее градообразующей базы. В ней должны быть представлены и промышленное производство, и наука, и культура, и образование и все, что нужно для здоровья, жизни и отдыха людей. Город с такой градообразующей базой усилиями инвесторов создать невозможно. Это можно сделать только целенаправленными усилиями государства по законам программно-целевого управления.

ЛИТЕРАТУРА
1. Вторая индустриализация России. (Настольная книга руководителя государства). Под ред. Потехина Н.А., Екатеринбург, ОАО «Уральский рабочий», 2011.
2. Дроздов Б.В. Перспективы развития инфраструктуры жизнеобеспечения в России – новая индустриализация. Ежегодник «Россия: тенденции и перспективы развития», 1-ая часть. М: ИНИОН РАН, 2011, Выпуск 6, стр. 41-45.
3. Дроздов Б.В. Перспективные направления новой индустриализации России. Журнал «Мир новой экономики», N 3, стр. 14-20, 2014 .
4. Никаноров С.П. Индустрия решений. В сб. «Проблемы и решения», Изд. «Концепт», №1, 1995.
5. Громыко Ю.В. Национальный проект ГОЭЛРО-2. Гидроэнергетическая инфраструктура как локомотив развития страны. Альманах «Восток», Выпуск 11/12 (35/36), ноябрь-декабрь 2005 г.
6. Имамутдинов Ирик. Все в топку. Журнал «Энергия промышленного роста», 1)11), ноябрь 2005 г.
7. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-Р.
8. Градостроительная программа возрождения России. – М.: Стройиздат, 1995. – 120 с.
9. Дроздов Б.В., Степанов А.М. О путях развития урбанизации в России. Сборник «Культура. Народ. Экосфера», Труды социо-культурного семинара имени В.В. Бугровского. Выпуск 6. Москва, «Спутник», 2009.

ИСТОЧНИКИ

10. Яковец Ю.В. История цивилизаций. Изд. 2-е. М.: Владос, 1997.
11. Сорокин Питирим А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997.
12. Тофлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 1999, 781 стр..
13. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. 1973.
14. Вторая индустриализация России. (Настольная книга руководителя государства). Под ред Потехина Н.А., Екатеринбург, ОАО «Уральский рабочий», 2011.
15. Сверхновая реальность. За новую индустриализацию. Выпуск 6, 2013.
16. Политехнический словарь. — М.: Изд. «Советская энциклопедия», 1980.
17. Московский статистический ежегодник. 2005. Экономика Москвы в 1992-2004 г.г. Статистический сборник. — М.: 2005.
18. Белая книга. Экономические реформы в России 1991-2001 г. Народно-патриотический союз России. ООО «Алгоритм-Книга», 2002.
19. Паршев А.П. Почему Россия на Америка? М. АСТ.Астрель, 2000.
20. Дроздов Б.В. О двух тенденциях в развитии современной цивилизации (индустриализация- деиндустриализация). В сб. Культура. Народ. Экосфера. Труды социо-культурного семинара имени В.В. Бугровского. Выпуск 2. М.: «Спутник», 2008.
21. Дроздов Б.В. Перспективные направления новой индустриализации, Экономическая и философская газета, №7-8(1002), февраль 2014 год.
22. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов. Приложение к Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Министерство экономического развития РФ. Москва, 2008.
23. Дроздов Б.В. Перспективы развития инфраструктуры жизнеобеспечения в России – новая индустриализация. Ежегодник «Россия: тенденции и перспективы развития», 1-ая часть. М: ИНИОН РАН, 2011, Выпуск 6, стр. 41-45.
24. Дроздов Б.В. О геостратегических проектах дальневосточного развития России. Ежегодник «Россия: тенденции и перспективы развития», 1-ая часть. М: ИНИОН РАН, 2009, Выпуск 4.
25. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-Р.
26. Дроздов Б.В. Реализация транзитного транспортного ресурса России как одно из направлений инновационного развития. Ежегодник «Россия: тенденции и перспективы развития», Выпуск 7, часть 1, ИНИОН РАН, 2012(стр. 344-347).
27. Бурак П.И. Современные тенденции развития крупных городов и экономическая наука. В «Научно-информационный вестник. Москва. Выпуск шестой. Экономические решения для крупнейших городов мира. Правительство Москвы. ДЭПР. ГУП «Экономика». Москва, 2003 год.
28. Градостроительная программа возрождения России. – М.: Стройиздат, 1995. – 120 с.
29. Дроздов Б.В. Перспективы суперурбанизации в России. Ежегодник «Россия: тенденции и перспективы развития», 2-ая часть. М: ИНИОН РАН, 2010, Выпуск 5.